VIVA LA VIDA! Екатерина II. Подготовка к реформе в области городского самоуправления в 1785 году - Мои статьи - Научные статьи - Молодёжное научное общество
Молодёжное научное общество Вторник, 22.05.2018, 07:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Друзья сайта
  • Государственная Дума РФ
  • Российская академия наук
  • Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральное агентство по науке и инновациям
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Федеральное агентство по образованию
  • Профсоюз работников народного образования и науки РФ
  • Московский государственный областной университет
  • Департамент образования города Москвы
  • Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы
  • Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
  • МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Совет общественных уполномоченных МГО Профсоюза
  • Молодёжный инновационный конвент
  • Росмолодёжь
  • Элементы:популярный сайт о фундаментальной науке
  • Журнал "Полис"(Политические исследования)
  • Российская ассоциация политической науки
  • Ассоциация военных политологов
  • Российское общество социологов
  • Политическая Информационно-Образовательная Социальная Сеть
  • Политклуб "Вектор"
  • Логопсихолог

  • Форма входа

    Категории раздела
    Мои статьи [35]

    Рейтинг сайта

    Поиск

    Статистика сайта

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Екатерина II. Подготовка к реформе в области городского самоуправления в 1785 году

    Екатерина II, по восшествии на престол, стала проводить политику просвещенного абсолютизма, и, естественно, не могла обойти стороной реформы в области городского самоуправления. Ей пришлось создавать совершенно новую систему, имевшую, конечно, опыт прошлых лет. Таким образом, были заложены основы городского самоуправления, во многом определившие структуру местного общественного управления в городах на весь последующий период, вплоть до 1860-х годов. Главным документом, изданным Екатериной II по этому вопросу, несомненно, является Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Началом подготовки этой реформы считается работа Уложенной комиссии и Учреждения о губерниях.  

             Исходя из вышесказанного, главную задачу данной работы можно сформулировать так: определить значение Уложенной комиссии и Учреждений о губерниях в Екатерининском законодательстве по городскому самоуправлению.

             Изучение истории городского самоуправления стало особенно актуальным в наши дни. В современной России полным ходом идет процесс становления гражданского общества. Его невозможно представить без городского самоуправления. Это важный элемент современной общественной жизни, важный элемент демократического государства и гражданского общества. Численность населения в современной России составляет 142 млн. человек[1]. Из них 103,8 млн. (73 %)[2] человек проживает в городах. И почти все участвуют в городском самоуправлении, т. е. примерно 60 % от общего населения России.        Кроме того, в настоящее время российское местное самоуправление находится на пороге важного рубежа в своем развитии. «1 января 2009 г. закончился переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего все его положения вступили в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования»[3].

             Корни екатерининской реформы уходят далеко за пределы её правления. На протяжении XVIII века в своей политике государство, прежде всего, исходило из интересов дворянства – опоры нового режима – самодержавной монархии. Но уже к началу XVIII века усиливается влияние купечества и игнорировать его уже нельзя. Поэтому, начатые Петром I на протяжении всего XVIII века проводятся реформы в области городского самоуправления.  Это были первые попытки по изменению правового положения городских сословий. Они, нужно сказать, были весьма ограниченными. Не только потому, что в органы городского самоуправления входили наиболее зажиточные жители городов; но и потому что власть их постоянно контролировалась государственными чиновниками, не имела реально большой силы; но поскольку буржуазия только вставала на ноги, нужно было еще сохранять контроль над ней и над городами.

             Но вот на престол взошла Екатерина II. И она увидела следующее: Россия в конце XVIII века еще жила по Соборному уложению царя Алексея Михайловича (от 1649 года), имевшему более чем столетний срок давности  и уже явно не соответствовавшему правовому положению в Российской империи. На протяжении всего XVIII века учреждались комиссии по созданию нового уложения, и Екатерининская комиссия была намного ближе других к цели, однако не сумела её достичь.

             Но Комиссия не проработала зря. Сама Екатерина II говорила об этом: «Комиссия уложения подала мне <…> сведение о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещись должно»[4].

             Один из главных выводов, сделанный Комиссией на основе анализа предыдущего законодательства, положения в российском государстве и требований представителей различных сословий, состоял в том, что Российская империя нуждается в реформе местного управления, а именно в децентрализации. « Децентрализирование управления – вот насущная потребность, освещенная комиссией и принятая во внимание последующим Екатерининским  законодательством. <…> Выставляя эти требования представители земства справедливо указывали на то, что государство не в силах будет справиться со столь сложной задачей чисто бюрократическими средствами. Введение общественного самоуправления как единственно возможный путь к усовершенствованию провинциальной жизни, - вот <…> насущная <…> задача ярко освещенная комиссией 1767 г[5] - пишет А. А. Кизеветтер в своей монографии «Из истории законодательства в России XVII – XIX вв.».

             Кроме того, в актах Комиссии уложения впервые упоминается должность городского головы – выборная должность. Городской голова должен был организовать выборы городских депутатов. Избирали его на два года[6].

    Во многом благодаря работе Комиссии, появились на свет такие законы как Жалованые грамоты дворянству и городам и Учреждения о губерниях 1775-го года. Итак, рассмотрение законодательства Екатерины II по городскому самоуправлению нужно начинать с Учреждений для управления губерний Всероссийской империи 1775 года.

    По «Учреждениям о губерниях» в городах должны были избираться: городской голова, бургомистры, ратманы – раз в три года. « По городам и посадам Городской Глава, Бургомистры и Ратманы выбираются городским обществом через всякие три года по баллам, Старосты же и Судьи Словесного Суда выбираются тем же обществом, всякий год по баллам»[7].

    Оставались Старосты и судьи Словесного суда, которые должны были избираться раз в год. Ратуши и Городовые магистраты оставались, однако теперь разграничены были сферы их действия. Это были судебные учреждения для ведения уголовных и гражданских дел купцов и мещан. А так же осуществляли некоторые административные функции. Например, в их ведении находился сбор податей и проведении рекрутского набора. Городовой магистрат или ратуша находились под председательством городского головы.  Городовой магистрат составлял двух бургомистров и четырех ратманов. Они выбирались «городовым купечеством и мещанством через каждые три года по баллам»[8]. Учреждался при Городовом магистрате Сиротский суд, заседателями которого были: городской голова (председатель), два члена Городового магистрата и Городовой староста (статьи 30 и 31 Учреждения о губерниях).

    Так же учреждался Губернский магистрат. «Губернского Магистрата Заседатели <…> выбираются губернским городом из купцов и мещан того Губернского города через всякие три года по баллам. И представляются правителю, или Губернатору; и буде за ними нет явного порока, то Губернатор дозволяет им заседание»[9]. Однако председатель Губернского магистрата назначался Сенатом по представлению Губернского правления. Подчинялся Губернский магистрат Губернскому правлению, или непосредственно Губернатору, а так же, как судебное учреждение, находился под контролем палат гражданских и уголовных дел (во главе с Губернским прокурором). Однако, как видно – всё это, в большинстве полномочий, судебные органы, лишь отчасти занимавшиеся административными делами.

    Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, «Учреждение» 1775 года является именно тем самым документом, который заложил основы последующего законодательства Екатерины II в области городского самоуправления (и не только). Во-вторых, этот документ не давал полноценного законодательства по городскому самоуправлению – он во многом систематизировал и корректировал старое, ибо не имел иной цели.

    Завершить вышесказанное хочется словами исследовательницы Т.Л. Мигуновы: ««Учреждение» 1775 года только наметило пути преобразования городской жизни. Окончательно городовая реформа была завершена через десять лет, в 1785 году»[10]. 



    [1] См.: Материалы Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.gks.ru/.

    [2] См.: Там же.

    [3] См.: Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития [Электронный ресурс] – 2009 – Режим доступа: http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/3928.

     

     

    [4] См.: Соловьев С. М. Учебная книга русской истории. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 399

    [5] См.: Кизеветтер А. А. Из истории законодательства в России XVII – XIX вв. – Ростов-на-Дону: Изд. Н. Е. Парамонова « Донская речь», 1904. С. 28

    [6] См.: Об этом читаем у Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины II: просвещенный абсолютизм в России. – М., 1993.  С. 274

    [7] См.: ПСЗРИ. Ч. 1. Т. ХХ. № 14392 Глава III Статья 72. – С. 235. Или: Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. //В кн.: Мигунова Т. Л. Право, администрация и суд в реформах Екатерины Великой. СПб., 2002.  С. 357.

    [8] См.: ПСЗРИ. Ч. 1. Т. ХХ. № 14392 Глава III Статья 280. – С. 259 Или: Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. //В кн.: Мигунова Т. Л. Право, администрация и суд в реформах Екатерины Великой. СПб., 2002. С. 386.

    [9] См.: ПСЗРИ. Ч. 1. Т. ХХ. № 14392 Глава III Статья 73. – С. 235 Или: Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. //В кн.: Мигунова Т. Л. Право, администрация и суд в реформах Екатерины Великой. СПб., 2002. С. 357.

    [10] См.: Мигунова Т.Л. Право, администрация и суд в реформах Екатерины Великой. СПб., 2002. С. 299.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Politolog (19.11.2009)
    Просмотров: 1582 | Комментарии: 2
    Всего комментариев: 2
    1  
    Статья любопытна тем, что автор обращается к одной из актуальнейших тем отечественной истории, которая имеет прямую значимость и сегодня.

    2  
    Конечно, современная значимость реформы городского самоуправления отражена в недавней российской реформе местного самоуправления, когда появились всевозможные городские и сельские поселения с собственными советами депутатов

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2018