VIVA LA VIDA! Формальные и неформальные политические силы Турции - Мои статьи - Научные статьи - Молодёжное научное общество
Молодёжное научное общество Вторник, 22.05.2018, 06:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Друзья сайта
  • Государственная Дума РФ
  • Российская академия наук
  • Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральное агентство по науке и инновациям
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Федеральное агентство по образованию
  • Профсоюз работников народного образования и науки РФ
  • Московский государственный областной университет
  • Департамент образования города Москвы
  • Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы
  • Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
  • МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Совет общественных уполномоченных МГО Профсоюза
  • Молодёжный инновационный конвент
  • Росмолодёжь
  • Элементы:популярный сайт о фундаментальной науке
  • Журнал "Полис"(Политические исследования)
  • Российская ассоциация политической науки
  • Ассоциация военных политологов
  • Российское общество социологов
  • Политическая Информационно-Образовательная Социальная Сеть
  • Политклуб "Вектор"
  • Логопсихолог

  • Форма входа

    Категории раздела
    Мои статьи [35]

    Рейтинг сайта

    Поиск

    Статистика сайта

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Формальные и неформальные политические силы Турции

    После 1991 года Россия непосредственно не граничит с Турецкой Республикой. Тем не менее, этот южный сосед продолжает играть важную роль во внешней политике российского правительства. На политический союз наши страны вряд ли пойдут в ближайшее время – Анкара является членом НАТО. Однако Турция важна России именно как стратегический партнёр в экономике. Наши страны постоянно ведут экономический диалог в сфере строительства стратегических газопроводов. Сохраняется сотрудничество в сфере туризма и культуры. Конечно, решения всех этих вопросов зависят от политической конъюнктуры в наших странах. Поэтому необходимо разбираться в современных политических  силах Турции – ведь именно от программы доминирующей партии и от степени её поддержки местных политических сил зависит уровень сотрудничества между нашими странами.

    Сначала в целом о турецкой политической системе. Политическая система Турецкой Республики имеет свою специфику. В стране законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Великому национальному собранию Турции. Оно состоит из 550 депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года — на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства.

    При этом минимальный порог для политических партий установлен в 10 %. Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Однако президент также имеет ряд полномочий. До референдума 2007 года президент избирался сроком на 7 лет и не мог быть переизбран. Теперь же он избирается на 5 лет с возможностью переизбрания на второй срок. Выборы в парламент проходят раз в 4 года.

    Долгое время в стране доминировала старейшая политическая партия – «Республиканская народная партия» (РНП), занимающая левоцентристские позиции.

    Начало этой партии связано с политической деятельностью легендарного национального турецкого лидера Мустафы Кемаля Ататюрка, взявшего разумный курс на построение светского и экономически независимого государства. РНП была основана на Сивасском конгрессе как союз групп сопротивления греческому вторжению в Анатолию. Партия провозгласила Турцию республикой в 1923 году и до 1950 года фактически существовала однопартийная система. В настоящее «Республиканская народная партия» дистанцирует себя оппозиционной по отношению к правящей происламской «Партии справедливости и развития» (ПСР). Вскоре РНП образовала коалицию с «Демократической левой партией» против ПСР. Лидером РНП является Дениз Байкал.

    Современная «Партия свободы и солидарности» (ПСС), основанная в 1996 году, является радикальной социалистической партией в Турции. Партия появилась в результате слияния маоистской организации «Революционный путь», «Объединённой социалистической партии» (та же «Объединённая коммунистическая партия Турции»), «Организации освобождения Турции и Северного Курдистана», троцкистской организации «Новый путь» и других. При этом партия имеет значительное влияние среди профсоюза учителей и в ряде других профсоюзов государственных служащих.

    В своей политической программе ПСС называет себя «носителем универсальных и исторических устремлений» к «равенству, свободе, уничтожению эксплуатации и бесклассовому миру». Целью ПСС является «ликвидация власти капитала и империализма» и «установление власти трудящихся». «Партия свободы и солидарности» стремится к «социализму, основанному на свободе, интернационализме, демократическом планировании, гендерном равенстве и экологизме». Одновременно ПСС является членом Партии европейских левых, а в 2000-2006 гг. партия активно участвовала в работе радикального объединения «Европейские антикапиталистические левые».

    ПСС в 1999 году впервые участвовала во всеобщих выборах, получив на них поддержку 0,8 % избирателей (почти 250 000 человек). Но этого было недостаточно для того, чтобы быть представленной в парламенте. По итогам местных выборов 2004 года партия получила контроль над администрациями двух городов. В этих выборах она выступала совместно с прокурдской «Демократической народной партией» и «Социал-демократической народной партией». В 2007 году на парламентских выборах партия получила всего 0,15 % голосов избирателей. Лидером ПСС является Хайри Казаноглу.

    В самой ПСС есть течения. Например, существует Либертарная социалистическая платформа (ЛСП) – её основу составляют члены бывшей организации «Революционный путь». Другое течение представляет группа «Новый путь», являющаяся турецкой секцией Четвёртого интернационала.

    Пришло время рассказать и о современной правящей партии. На сегодняшний момент это «Партия справедливости и развития» (ПСР). Она позиционирует себя в качестве умеренно консервативной партии, ориентированной на западные ценности, рыночную экономику и вступление в Европейский Союз. ПСР была основана сравнительно недавно, в 2001 году – бывшими членами умеренного консервативного крыла запрещённой в Терции исламистской «Партии благоденствия». Лидерами партии являются действующие премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и президент Абдулла Гюль. В своё время премьер-министру пришлось приложить немало усилий для устранения исламистского имиджа партии.  

    Однако в 2003 году в рядах партии произошёл раскол. Яблоком раздора послужил Ирак – чтобы не допустить предоставления территории страны для войск США, часть депутатов из партии перешли в «Республиканскую народную партию». Таким образом, Турция не допустила размещения американских войск на своей территории.

    В 2005 году правящая турецкая партия получила статус наблюдателя в Европейской народной партии – крупнейшей политической партии Европейского Союза. Если страна вступит в ЕС, то партия приобретёт статус партии-члена. За время своего правления «Партия справедливости и развития» добилась экономического роста и победила многолетнюю гиперинфляцию.

    При всём этом, отмечу, что ПСР часто, особенно турецкие военные, обвиняют в исламизме и отходе от принципов светского государства, заложенных М.К. Ататюрком. И на это есть свои основания. К примеру, в 2007 году ПСР пролоббировала закон, разрешающий ношение хиджаба в высших учебных заведениях страны. В ответ на это Генеральный прокурор Турции Абдуррахман Ялчинкая подал в Конституционный суд страны иск о запрете ПСР. И, хотя иск и был отклонён по большинству пунктов, на партию наложили денежный штраф.

    Соглашусь с российским политологом В. Белозеровым, членом Ассоциации российских политологов, в том, что кроме партий в Турции существует ещё одна влиятельная политическая сила – военные. Политолог верно выделяет Генеральный штаб турецкой армии как отдельный политический институт. Действительно, стоит лишь вспомнить, что только в одном XX в. турецкая армия четырежды смещала неугодные ей правительства.

    Замечу, что в турецком обществе профессии военного и полицейского весьма уважаемы. Именно армия считает себя последовательной защитницей светских устоев М.К. Ататюрка – её представители бдительно следят за серьёзными изменениями в политической конъюнктуре Турции и считают обязанными на это должным образом реагировать. К слову, турецкий генералитет совместно с оппозицией был очень недоволен выдвижению в президенты А. Гюля от исламистской ПСР, хотя он в своей предвыборной программе и заявил, что он верен заветам Кемаля Ататюрка и берёт курс на вхождение в Европейский Союз.

    По словам В. Белозёрова, заверения нового президента не помешали начальнику генштаба Яшару Бююканыту выступить с предупреждением, что военные не останутся в стороне в случае, если разделение государства и религии окажется под угрозой: «Нация с беспокойством следит за центрами зла, систематически пытающимися разрушить светскую сущность республики».

    Российский политолог полагает, что в Турции генеральный штаб де-факто обладает выраженными политическими функциями и в мирное время. При этом, по мнению политолога, возможность и готовность турецких военных вмешиваться в политику не препятствует нахождению страны в ряду демократических международных институтов.

    С этим положением политолога можно согласиться, ведь подобные действия армии действительно являются скорее стабилизирующим фактором, сдерживающим экстремистские устремления.

    Однако и сама армия, как особый политический институт в турецком обществе, не гнушается использовать разнообразные политические силы. К примеру, в союзниках у военной турецкой элиты значится «Партия национального действия» (ПНД).

    ПНД является националистической ультраправой консервативной партией и иногда подвергается обвинениям в неофашизме. Она была создана в 1948 году под влиянием фашистских и нацистских идей, пропагандирует создание корпоративного общества. «Серые волки» – военное крыло партии –  в своё время предложили герб с волком Дудаеву. Замечены действия экстремистского крыла ПНД в Дагестане, в татарских общинах, республиках Центральной Азии с целью проведения турецкого культурного влияния и экономической экспансии.

    Современные лидеры ПНД Девлет Бахчели и Мехмет Шандир ратуют за территориальную целостность и унитарный характер Турции. Партию поддерживает не только военная элита, но и крестьянство Центральной Анатолии.

    В заключении отмечу, что политический мир Турции весьма колоритен и пёстр. Несмотря на то что важнейшие политические посты в государстве сосредоточила с своих руках правящая происламская «Партия справедливости и развития», в Турецкой Республике продолжает играть активную политическую роль армия. При этом армия во главе с Генеральным штабом является полноценным политическим институтом, составляющим своеобразный противовес правящей ПСР. Тем не менее и в среде самой армии нет подлинного политического единства. Так, если официально турецкий генералитет объявляет себя хранителем и заступником светских ценностей, завещанных Кемалем Ататюрком, то часть военной элиты поддерживает вполне радикальную «Партию национального действия», где имеется по сути экстремистское крыло военного толка – «Серые волки».

    Вместе со всем этим, турецкое общество не представляет из себя застойного монолита, зациклившегося на культурной самоидентичности. Турецкая Республика активно стремится в Европейский Союз, строит неплохие дороги, приводит своё законодательство в соответствие с европейским, успешно борется с безработицей во время финансово-экономического кризиса. В стране активно действует разнообразная левая и правая политическая оппозиция, как и в любой другой европейской стране. С другой стороны, политической системе Турции присущ и особый колорит политической культуры – армия является настоящим политическим институтом, влияющим на судьбы страны. Кроме того, не специальные подразделения, а именно армия стоит на страже демократических ценностей, заложенных национальным лидером Кемалем Ататюрком.

             России есть чему поучиться у Турции. Так, нашей стране не стоит, как в 1990-х гг., полностью переносить «готовые» демократические институты на собственную историческую действительность, надеясь на скорейшее построение гражданского общества. Скорее имеет смысл, как в Турции, взять не только самые эффективные европейские и американские политические институты, но и сохранить, и укрепить собственные. Кроме того, стоит сохранить не только политические институты, но и традиционные элементы экономики. Я имею в виду народные промыслы и занятия. Например, власти в Турции не только возродили традиционное ковроткачество в Паммукале, влив государственные дотации и предоставив рабочие места, но и стали зарабатывать на этом. Таким образом, нашим странам можно сотрудничать не только по поводу газовых коммуникаций, но и по многим другим перспективным направлениям. 
    Литература:
    1. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М.: Изд-во МГУ, 1992.
    2. Россия - Турция: от экономического сотрудничества к широкоформатному диалогу. //http://www.turkishnews.ru/news/1295.html
    3. Белозёров В. Генштаб и армия Турции как политический институт. //http://www.milpol.ru/analit/analit.html

    ©
    Категория: Мои статьи | Добавил: Politolog (19.11.2009)
    Просмотров: 1592 | Комментарии: 4 | Теги: власть, партии, политическая система, турецкая армия, политические силы, Турция
    Всего комментариев: 4
    3  
    Очень интересная и содержательная статья!
    Хотелось бы спросить у автора: не владеете ли Вы информацией о взаимодействии указанных Вами политических сил Турции с представителями футбольного фанатского движения страны (клубы "Галатасарай", "Фенербахче", "Бешикташ")?

    4  
    Спасибо. Тема взаимосвязи политических сил и спорта практически не исследована. На сколько мне известно, турецкий "Галатасарай" активно поддерживают лидеры легендарной "Республиканской народной партии", основанной Кемалем Ататюрком. Матч 1998 "Галатасарай"-"Ювентус" вообще был политизированным. Можете обратиться к статье: А. Доспехов. "Ювентус" могут спасти только баски. //Коммерсант. №227 от 04.12.1998
    Ататюрк в своё время патронировал и "Фенербахче", который сейчас поддерживает нынешний лидер «Партии справедливости и развития» - премьер-министр Реджеп Эрдоган.

    1  
    Русско-турецкие отношения на протяжении веков были конфликтными (включая ещё времена Ивана Грозного). Соответственно, "турецкий вопрос" был важной составляющей восточной политики нашего государства.
    Изучение материала, касающегося Турции, будет всегда актуальным. Грубо говоря, надо знать своего врага в лицо.

    2  
    Спасибо за интересный комментарий, "турецкий гамбит" и правда не теряет своего значения во внешней политике сегодняшней России. Только эта политика, конечно, должна быть более активной и принципиальной

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2018