VIVA LA VIDA! Педагогические заметки - Мои статьи - Научные статьи - Молодёжное научное общество
Молодёжное научное общество Понедельник, 20.08.2018, 20:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Друзья сайта
  • Государственная Дума РФ
  • Российская академия наук
  • Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральное агентство по науке и инновациям
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Федеральное агентство по образованию
  • Профсоюз работников народного образования и науки РФ
  • Московский государственный областной университет
  • Департамент образования города Москвы
  • Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы
  • Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
  • МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Совет общественных уполномоченных МГО Профсоюза
  • Молодёжный инновационный конвент
  • Росмолодёжь
  • Элементы:популярный сайт о фундаментальной науке
  • Журнал "Полис"(Политические исследования)
  • Российская ассоциация политической науки
  • Ассоциация военных политологов
  • Российское общество социологов
  • Политическая Информационно-Образовательная Социальная Сеть
  • Политклуб "Вектор"
  • Логопсихолог

  • Форма входа

    Категории раздела
    Мои статьи [35]

    Рейтинг сайта

    Поиск

    Статистика сайта

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Педагогические заметки

    Педагогические заметки.

    Дело воспитания такое важное и такое святое,

    Именно такое святое дело, такое

    Решительное и непоправимое, что рука

    всякого русского человека, прикасаясь

    к нему, невольно задрожит.

    ( Ушинский К.Д.)

     

    Проблеме патриотического воспитания во все времена истории государства Российского, уделялось большое внимание. С какого времени начинается подобное воспитание? Обратимся к авторитетному мнению наших выдающихся педагогов прошлого.

    Ушинский говорил, что обучение в современных ему гимназиях, а также лицеях и университетах «далеко уклонялось от истинного пути, что его необходимо перестроить на принципах народности, чтобы в общеобразовательной школе изучение жизни своего народа и своей страны заняло достойное место».[1]

    Разработанная К.Д.Ушинским идея народного образования и воспитания патриотизма, его высокой гражданственности, его веры в творческие силы народа и великое будущее своей Родины. Говорил, что русские школы должны быть русскими.[2]

    Прямого ответа на поставленный вопрос, но мы видим как поставлена проблема: «Борьба за "русское"». По нашему мнению, подобная борьба начинается с первых дней жизни ребенка.

    В социалистическом обществе родители – это общественные воспитатели. Воспитывать мужественных и смелых, честных и правдивых, любящих свою Родину юношей и девушек, преданных ей – их долг и гордость.[3] Обратим самое пристальное внимание на фразу - "родители - это общественные воспитатели", у многих из современных родителей подобный постулат вызвал бы непонимание.

    Советский патриотизм, как одно из замечательных моральных качеств наших людей, в основе своей имеет общность интересов.

    Борьба под знаменем международной солидарности за социалистическое  Отечество пролетариата, против буржуазии породила великое чувство нового патриотизма – патриотизма социалистического, демократического, который не обособляет трудящихся Советского Союза от трудящихся капиталистических стран, а наоборот еще более укрепляет интернациональное единство с ними.[4] Следует отметить, что в советское время была общая идея, был отлаженный комплекс патриотического воспитания. Люди верили в светлое коммунистическое (а через него в социалистическое) будущее, во многом эта вера и любовь к Родине, дали народу силы выстоять в тяжелую пору Великой Отечественной войны.

    Воспитание в том числе и патриотическое, начиналось с первых лет жизни ребенка и продолжалось в течение всей жизни, в том числе и в семье.

    А.С.Макаренко в своей работе « Педагоги пожимают плечами» еще в 1932 году на одно из первых мест ставил формирование у подрастающего поколения чувства долга. Чувство долга в его понимании проявляется не только в любви и преданности народу, но и в любви и преданности общественному и политическому строю, в интернациональных связях, в честном и добросовестном отношении к труду на благо народа.[5]

    Основой  морального воспитания, моральной зрелости подростка является идеал Родины. Моральная воспитанность, духовное благородство человека в годы отрочества достигается тем, что он видит мир через свой долг пред Родиной; самой дорогой для него святыней является честь, слава, могущество и независимость Родины.[6]

    Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота, готового отдать жизнь за независимость Советской Родины - это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте познает и делает.[7]

    Применимы  ли данные слова к дошкольному воспитанию, безусловно. В советской системе образования на всех ее уровнях, была разработана концепция патриотического воспитания граждан, раскрыто содержание понятия патриотического воспитания и педагоги знали как собственно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении. Подобная система патриотического воспитания, формировала  в гражданах чувство ответственности за судьбу своей Родины и за судьбу своего народа. Справедливости ради мы отмечаем, что фундамент патриотического воспитания закладывался в семье, в этом маленьком мирке, трудно доступном для любой политической власти. Кто то скажет, заставляли, насаживали, не было выбора. С этими мнениями отчасти можно согласиться, поскольку сегодня доказать как, кого и что заставляли делать или думать крайне трудно. По нашему мнению, если государство сумело ценности внешние, перевести во внутренние ценности народа - то это уже подвиг. Эффективность этой системы, проверили войны и в частности самая страшная война за все время существования человечества Вторая Мировая Война. По нашему мнению, если государство сумело ценности внешние

    После развала Советского Союза были утеряны наработки и опыт прошлых лет. Будет даже правильнее сказать, происходит отказ от старого, советского, а значит по мнению нового руководства страной неправильного. И сразу после распада Советов начинается поиск новой модели и концепции патриотического воспитания. Стоит заметить, что идеология конституцией запрещена, задача поисков усложняется  в разы. В 90-ые годы, подобные поиски никаких результатов не дали.

    Начало XXI века, новые вызовы времени, людям нужны ориентиры, вопроса патриотического воспитания поднимается снова. Долгое время патриотическое воспитание находило свое юридическое отражение в законе РФ об образовании в статье второй, пункт первый: «Статья 2. Принцип государственной политики в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам м свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.[8] Очень расплывчато и не ясно. А как любить Родину, по каким критериям и.т.д? Обратимся к пособиям и конспектам лекций и бесед по патриотическому воспитанию с молодежью, в том числе и к пособиям по работе с дошкольниками. Здесь мы найдем набор фактов из истории, биографий и примерных вопросов на обсуждение. Но это все бессистемно и скорее имеет рекомендательную форму. И каждый педагог или воспитатель волен сам выбирать концепцию бесед по патриотическому воспитанию. Справедливости ради, следует отметить, что существуют нормативные документы по этому вопросу.

    Нормативные документы существуют в виде программ, под названием: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». На момент 2014 года, имело место быть три поколения этих программ.

    1. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

    2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

    3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

    По содержанию программы - это целый комплекс организационных и методических документов, программ деятельности органов государственной власти и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан на последующий период. Мы не будем сейчас говорить о степени выполнения этих программ, сами программы и отчеты по ним, есть в открытом доступе в Интернете, отметим положительный аспект - правительство всерьез взялось за этот вопрос, если на него с юридической стороны. Помимо программ, существуют горы педагогической литературы, методических разработок для учителей и воспитателей, где рассказано патриотизм воспитывать. На головы учителей и воспитателей сваливаются тонны распоряжений, директивных указаний по этому вопросу. Но зададимся вопросом хватит ли мощностей у детских садов и школ, взять на себя всю полноту функций патриотического воспитания детей. Почему мы говорим о всей полноте функций? Конечно образовательные учреждения в качестве одной из важнейших задач имеют задачу воспитания детей. Но к сожалению настоящие реалии, ставят вопрос таким образом, что детский сад и школа, должны взять на себя еще у функции родителей. Такое складывается впечатление.

    Во-первых, сказать родителям о том, что они не воспитывают (речь идет о прежде всего патриотическом воспитании детей) своего ребенка, часто просто опасно для воспитателя или педагога. Поскольку педагогический работник практически не защищен от нападок и гнева современных родителей. О тезисе советского периода, что родитель - общественный воспитатель приходится вообще забыть.

    Во-вторых, патриотическое воспитание ребенка в детском саду или  в школе должно идти параллельно с воспитанием в семье. В случае, если ребенку в образовательном учреждении говорят одни истины, а приходя домой ребенок слышит и видит совершенно другое, то истины перестают таковыми быть. Самое страшное, когда эти истины, прописные, непреходящие, являющиеся эталонными, разрушает само общество, и ребенок это видит - это катастрофа. Таким образом, связь между образовательным учреждением и семьей крайне слабая и недостаточная для выполнения такой важной задачи, как полноценное патриотическое воспитание ребенка.

    Резюмируя все вышесказанное отметим, что по нашему мнению в процессе патриотического воспитания ребенка участвует несколько субъектов - это семья, общество, образовательное учреждение. И если субъект под названием семья, главный социальный институт и основа любого государства  не работаем синхронно с образовательным учреждением, то никакого полноценного патриотического воспитания не будет. На сегодняшний день, сложилась ситуация при которой, семья скидывает функцию патриотического воспитания детей на образовательное учреждение, при деятельном согласии государства. Мы ни в коем, случае не обвиняем все семьи страны, мы говорим лишь о тенденции. Образовательное учреждение, как социальный институт, не может, заменить семью - это невозможно. И никакие директивные установки, угрозы не смогут способствовать этой замене. Правительству РФ следует обратить самое пристальное внимание, на складывающуюся ситуацию и  предпринять меры к ее исправлению. Недаром, выше мы давали историческую с правку по данному вопросу, пусть это будет пищей для размышлений.

     

    [1] Егоров С.Ф. К.Д.Ушинский. Книга для учащихся. М., Просвещение .,  1977.- С. 99

    [2] Там же. С. 100

    [3] Нежинский Н.П. А.С. Макаренко и современная школа. Киев ., Родянська школа., 1970.- С.97   

    [4]Там же. С. 156.

    [5] Там же.

    [6] Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. и авт. вступ. очерков С.Соловейчик. М., Политиздат., 1982.- С. 222

    [7] Там же

    [8] Закон Российской Федерации «об образовании» (по состоянии на 5 июня 2007 года)., Новосибирск., Изд. Сибирского Университета., 2007.- С. 6

    Категория: Мои статьи | Добавил: Лубнин (18.08.2014)
    Просмотров: 412
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2018