Прогнозирование – это опережающее представление о действительности. Оно является
разновидностью интеллектуальной деятельности человека, одной из функций человеческого
сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием,
состоит в том, что существуют явления, будущего которых он не знает, но это
будущее имеет важное значение для решений, принимаемых им в настоящее время.
Поэтому человек стремится мысленно проникнуть в это будущее. И естественно
стремление человека снизить уровень этой неопределенности[1].
Ныне основной вопрос для нас – это будущее России. Но оно так неопределенно,
что сковывает энергию и инициативу людей. Чтобы знать будущее своей страны,
преодолеть гнетущую неопределенность, люди разрабатывают различные программы.
Это, например, «Как нам обустроить Россию» А. Солженицына, «Конституция» А.
Сахарова, программы различных партий и движений и др.
Именно с помощью прогноза субъект управления может уже сегодня
определить, какая из программ наиболее оптимальна. Под прогнозом понимается
научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об
альтернативных путях и сроках их достижения. Процесс разработки прогнозов
называется прогнозированием.
Прогнозирование – это специальные научные исследования процессов,
явлений, в итоге которых из уже известных сведений о прошлом и настоящем
исследуемого объекта получают представление о возможном будущем его состоянии[2].
Каждый прогноз разрабатывается с целью добиться ускоренного развития
общества в желательном направлении и избежать нежелательных результатов.
Прогноз, как новое знаниевключает, с
одной стороны, знания о свойствахобъектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых
в период прогнозирования, а с другой – знания о свойствах объектов, которых в
период прогнозирования еще нет. Прогноз создает идеальный образ, модель,
описание вероятных процессов, событий.
Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является
политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя
и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий,
явлений, процессов.
В словаре – справочнике читаем: прогнозирование
политическое – процесс разработки научно обоснованного суждения о
вероятностном развитии политических событий, путях и сроках его осуществления.
Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной целью является
повышение эффективности и результативности принимаемых решений, разработка
конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основные цели прогнозирования:
избежать нежелательных результатов развития событий, приспособиться к
неизбежному; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном
направлении[3].
Политическое прогнозирование – это часть практической политики. Прогнозов
высказывается много. Чтобы не запутаться в их потоке, требуется иметь
определенную типологию прогнозов. Она может строиться на различных критериях в
зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и
др. Основополагающим является проблемно-целевой
критерий: для чего разрабатывается прогноз? В связи с этим различаются два
типа прогнозов: поисковый и нормативный.
Поисковый прогноз – это
определение возможных состояний политического явления, процесса, события в
будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при
условии сохранения существующих тенденций?
Нормативный прогноз
представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний
объекта политического прогнозирования, принимаемых в качестве цели. Такой
прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?
Среди других критериев классификации политического прогнозирования
выделим следующие.
Так, в соответствии с периодом,
на который рассчитано прогнозирование, различают следующие его виды:
1. Оперативное (до месяца)
2. Краткосрочное (от 1 месяца до 1
года)
3. Среднесрочное (от 1 года до 5 лет)
4. Долгосрочное (от 5 до 15 лет)
5. Сверхдолгосрочное ( более 15 лет)
В соответствии с его направленностью:
1. Внутриполитическое
2. Внешнеполитическое
Процедура политического прогнозирования предполагает следующие основные стадии:
1. Предпрогнозная ориентация, включающая определение
объекта, проблемы, задач, времени, рабочих гипотез и методов.
2. Определение прогнозного фона, т.е. выбор основных
факторов, влияющих на развитие исследуемого объекта.
3. Прогнозная ретроспекция – исследование истории
развития объекта.
4. Составление исходной модели, т.е. системы
показателей. Параметров, отображающих структуру и характер политического объекта.
5. Прогнозный диагноз – исследование основных
тенденций развития объекта.
6. Разработка прогноза политического объекта и его фона.
7. Оценка степени достоверности и постоянная
корректировка выработанных прогнозов в связи с появлением новых, не учтенных
ранее факторов и тенденций политического развития, отказ от неоправдавших себя
вариантов[4].
Итак, роль прогнозирования в политической жизни весьма значительна.
Прогнозирование основывается на принципах альтернативности,
комплексности, непрерывности и верификации (проверяемости).
Проблема методов политического
прогнозирования.
Методами политического прогнозирования являются: методы коллективной экспертной
оценки, коллективная генерация идей («мозговая атака»), дельфийский метод,
построение сценариев и прогнозные графы, метод прогнозной экстраполяции, метод
моделирования[5].
Наиболее распространенным и популярным в мире технологий прогнозирования
политики в настоящее время является метод прогнозных сценариев
(сценариотехника), доказавший свою жизнеспособность и эффективность. В России в
последние годы также стало появлятьсямножество сценариев политического развития – в публицистике, научных
трудах, документах политических партий. Широта применения сценарного метода,
высокий уровень «спроса» на него резко контрастирует с его недостаточной
научной проработанностью.
Развернутое определение сценарного метода дают отечественные исследователи
С. Бешелев и Ф. Гуревич: «Сценарий, – подчеркивают они, – логическое и правдоподобное
описание будущих событий с установлением примерного времени их осуществления и
связей, в результате которых данные события могут произойти. Он составляется с
целью уточнения будущих условий, при которых будет решаться проблема»[6].
Другой подход – «ситуационный» предполагает интерпретацию понятия
«сценарий» с акцентом не на динамическое, а на статистическое состояние
исследуемой системы и ее среды в будущем. «Ситуационный» подход понимает под
сценарием не саму причинно-следственную последовательность, а картину будущей
ситуации, возникающей вследствие реализации такой событийной последовательности.
Сценариотехника как метод прогнозирования опирается на две важнейшие взаимосвязанные
методологические предпосылки, которые можно обозначить как: 1) принцип
«открытости будущего», 2) принцип альтернативности будущего. Открытость будущего
означает его зависимость от наших действий в настоящем.
Одной из главных задач написания сценариев становится обнаружение
факторов, которые находятся под нашим контролем, факторов, заложенных в текущих
политических процессах[7].
Для прогнозирования политических процессов большое значение имеет знание
политической обстановки, т.е. совокупности факторов и обстоятельств,
определяемой состоянием отношений различных политических сил – политических
партий, социальных групп и условий, в которых осуществляется их взаимодействие.
В заключение хочется сказать, что сегодня особенно актуально встаёт
вопрос о политическом прогнозировании будущего России. К какой цели идти, к
каким идеалам стремится, какими способами – на все эти вопросы нужны не
сиюминутные ответы, а научно обоснованные, именно политическая сфера определяет
основные направления всех остальных сфер общественной жизни.
[3]Политология:
словарь-справочник / М.Л. Василик, М.С. Вершинин и др.– М., 2000.- С. 229.
[4] См.: Сергиев
А.В. Предвидение в политике.– М., 1974.- С. 100.
[5] См.: Сергиев
А.В. Предвидение в политике.– М., 1974.- С. 100.
[6]Бешелев С.Д.,
Гуревич Ф.Г. Экспертные оценки.- М., 1973.- С. 109.
[7] См.: Ахременко
А.С. Сценарный подход в политическом прогнозировании: основные понятия //
Актуальные проблемы политики и политологии в России: Сб. / В.С.Комаровский,
М.Г. Анохин – общ. ред., Л.Н. Тимофеева.- М., 1999.
Японцы говорят, что больше всего не повезло тем кто родился в эпоху перемен. Нам повезло оказаться этими неудачниками).
именно политическая сфера определяет основные направления всех остальных сфер общественной жизни
Политическая элита страны отрезана от большей части народонаселения России: отсутствие толковой предвыборной гонки, разделение на публичную и кулуарную политику и далее по списку... В купе с низким образованием, низкими зарплатами и неустроенным бытом большинства это дает не радостную картину. Однако, если учесть, что публичная политика все больше персонифицируется и принимает облик ток-шоу, общество попадает в своеобразную медиа реальность и становится заложником манипуляции сознанием (термин, который набирает все большую популярность, но о котором по сути знает очень мало людей).
На мой взгляд все это очень сильно походит на скотобойню, из которой все же есть выход. Конкретные меры просты по сути и сложны в реализации, но применение их необходимо.
Необходимо повышать политическую культуру народа, объясняя им суть демократии, историю нашей страны, причины и следствия конкретных принятых решений нашей власти. У нас существуют НИИ различных политологов, социологов, психологов и прочих... однако все они работают на СМИ, власть и себя самих в конце концов. Нашей же стране необходим институт, который бы работал на народ, повышая его гражданскую ответственность, политическую культуру и веру как в самих себя так и в общество, в котором все мы живем.
Проблема прогнозирования, на мой взгляд, касается не только политической, но и всех иных сфер нашего государства и общества. Считаю обоснованным применение к нашей эпохе термина "безвременье". Отказ от прежних, советских ориентиров не повлёк за собой создание новых. В данной статье справедливо замечено, что необходимо ответить на вопросы: "К какой цели идти, к каким идеалам стремится, какими способами".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]