VIVA LA VIDA! Профессиональное портфолио в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования - Мои статьи - Научные статьи - Молодёжное научное общество
Молодёжное научное общество Пятница, 19.10.2018, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Друзья сайта
  • Государственная Дума РФ
  • Российская академия наук
  • Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральное агентство по науке и инновациям
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Федеральное агентство по образованию
  • Профсоюз работников народного образования и науки РФ
  • Московский государственный областной университет
  • Департамент образования города Москвы
  • Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы
  • Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
  • МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Совет общественных уполномоченных МГО Профсоюза
  • Молодёжный инновационный конвент
  • Росмолодёжь
  • Элементы:популярный сайт о фундаментальной науке
  • Журнал "Полис"(Политические исследования)
  • Российская ассоциация политической науки
  • Ассоциация военных политологов
  • Российское общество социологов
  • Политическая Информационно-Образовательная Социальная Сеть
  • Политклуб "Вектор"
  • Логопсихолог

  • Форма входа

    Категории раздела
    Мои статьи [35]

    Рейтинг сайта

    Поиск

    Статистика сайта

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Профессиональное портфолио в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования
    Современный преподаватель столкнулся с проблемой перестройки своего мировоззрения, пересмотра иерархии ценностей, с необходимостью развивать в себе новые профессиональные и личностные качества, до этих пор невостребованные. При этом приходится отказываться от удобных, годами наработанных стереотипов поведения и привычек, что для любого человека не просто, а порой и болезненно.
    Одним из путей разрешения данной проблемы нам видится введение в практику повышения квалификации работников образования механизма профессионального портфолио, соотносящегося с целями и задачами гуманистического личностно-ориентированного образования, позволяющего учителю проводить рефлексию и самооценку теоретической и практической деятельности, степени профессионального мастерства.
    Термин «портфолио» пришёл в педагогику из области искусства  в XIX веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить впечатление о качестве работы, но и оценить профессиональный путь претендентов. Портфолио является технологией аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности. Это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют результаты в продуктном виде, с другой стороны, содержат информацию, характеризующую способы анализа и планирования своей деятельности. Технология портфолио – это организация оценивания специалистом профессиональных успехов, трудностей, а также путей их преодоления.
    Основной смысл портфолио – дать возможность каждому показать все, на что он способен, создать «стимул роста». Е.Н. Балыкина выделяет из многообразия сущностных характеристик портфолио три:
    1) основной смысл портфолио – показать все, на что способен, продемонстрировать наиболее сильные стороны, максимально раскрыть творческий потенциал;
    2) развитие навыков анализа деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивного отношения к сторонней критике своей деятельности;
    3) самосознание и самоощущение своих результатов, и понимание их динамики.
    Традиционно портфолио складывается из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
    В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения – документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т.д.). Это предоставляет возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио. Однако портфолио документов дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития специалиста, разнообразия его творческой активности, стиля, интересов и т.п.
    Портфолио работ – это собрание творческих, исследовательских и проектных работ, описание основных форм и направлений его активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т.д.). Эта часть портфолио даст качественную оценку по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, динамика творческой активности, направленность интересов. Вместе с тем, качественная оценка портфолио дополняет результаты аттестации, но не может войти в качестве суммарной составляющей.
    Портфолио отзывов – это характеристики отношения специалиста к различным видам деятельности, представленные экспертами, коллегами и другими лицами, а также письменный анализ отношения самого специалиста к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Тем не менее, собранную информацию сложно формализовать и учитывать.
    Уровень подготовки учителя нельзя измерить отдельными тестами или экзаменами. В отличие от традиционного подхода, при котором разрозненно оцениваются предметные, методические и педагогические знания, профессиональные портфолио дают возможность осуществить всестороннюю оценку профессионального уровня педагога. Использование профессионального портфолио в рамках аттестации работников образования позволит перенести акцент с того, что учитель не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет, интеграцию количественной и качественной оценок, перенос педагогического ударения с оценки комиссии на самооценку специалиста.
    Портфолио педагога оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагог или председатель методического объединения. Портфолио для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам: общие сведения о работнике образовательного учреждения; результаты педагогической и научно-методической деятельности; внеурочная деятельность по предмету; другие документы.
    Портфолио может оформляться как в виде традиционной папки (или творческой книжки с приложением работ), так и с применением информационных технологий. Использование информационных технологий позволяет упростить процесс составления портфолио, обеспечивает постановку текущих целей и наблюдение за их достижением, автоматическую датировку работ при их размещении, их доступность для сообщества, а также эффективную обратную связь и оценку каждой представленной работы и портфолио в целом, дает возможность организовать открытое обсуждение.
    Для решения этой задачи могут быть использованы различные подходы и программные средства.
    При использовании персональных папок имеется возможность для каждого, кому выделяются уникальные сочетания имени и пароля для доступа к сети, размещать результаты деятельности в виде файлов (документов, презентаций, изображений, мультимедиа). Дополнительно можно организовать хранение учебно-методических материалов и раздаточного материала для занятий, доступ к коллекции документов и сертификатов (из централизованного хранилища на серверном компьютере), общую папку для обмена файлами и мнениями с членами сообщества. Преимущества: автоматическая датировка работ, защита сертификатов и документов от случайного изменения, интуитивно понятный способ работы. Недостатки: трудность сохранения истории документа, недоступность портфолио через глобальные сети (Интернет), отсутствие обратной связи, невозможность структуризации деятельности.
    OSPI – некоммерческая разработка Университета Миннесоты (www.theospi.org) на основе веб-технологий для создания инструментальной среды хранения электронных работ, постановки целей и отслеживания их достижения. Цели формулируются в терминах компетентностного подхода. Портфолио включает в себя автобиографию, цифровое хранилище с иерархической структурой, календарь с отметками существенных событий, список целей и личную историю развития. Система включает множество средств коммуникации от чат-комнат и форумов до виртуальных сообществ по интересам. Работа производится при помощи браузера сети Интернет. Преимущества: доступность портфолио через глобальные сети (Интернет), развитые средства коммуникации, отслеживание истории документа, постановка и мониторинг достижения целей, календарное планирование. Недостатки: необходимость в установке дополнительных программных продуктов, трудность адаптации системы к российским условиям (в настоящее время не существует русскоязычной локализации, система базовых компетенций выбрана соответственно западным стандартам).
    ELgg (http://elgg.net) – система, объединяющая в себе возможности традиционных электронных портфолио (публикация работ, отслеживание истории) со средствами социальных сетей (самоорганизация сообществ по интересам, поиск друзей) и веб-журналов (WebLog). Регистрация в системе создаёт открытую среду, где проектно-исследовательская деятельность сочетается с социальной коммуникацией. Преимущества: комфортные условия для саморазвития и самообучения, высокая степень социальной активности. Недостатки: большая нагрузка на координатора процесса, трудность структуризации деятельности.
    Применяя профессиональное портфолио в рамках аттестации, нужно учитывать следующие его преимущества и недостатки. Преимущества метода «портфолио»:
    1) позволяет комиссии индивидуально подходить к каждому преподавателю;
    2) предоставляет основу для последующего анализа и планирования личного успеха;
    3) служит средством коммуникации, предоставляя поле информационного обмена для всех людей, прямо или косвенно вовлеченных в работу над ним;
    4) позволяет самим аттестуемым стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свой текущий уровень мастерства, и определить цели, которых они хотят достичь в дальнейшем.
    Недостатки метода «портфолио»:
    1) метод может быть сочтен менее надежным и менее эффективным, нежели такие традиционные методы количественной оценки, как, например, балльная оценка работ;
    2) структурирование и оценка материалов портфолио может оказаться весьма времяёмкой, особенно если этот метод сочетается с традиционной оценкой;
    3) формирование собственных критериев оценки может показаться сложным, или поначалу непривычным;
    4) как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, дабы выделить тенденции развития специалиста.
    Наряду с этим возникает необходимость ответить на следующие вопросы:
    1) разработка механизмов, обеспечивающих достоверность профессионального портфолио работника образования, прозрачность его наполнения и результатов оценивания;
    2) создание отработанной и единой для различных образовательных учреждений критериальной базы и способов оценивания профессионального мастерства;
    3) организация структур и служб, осуществляющих контроль и координацию работы с портфолио и отвечающих за разработку показателей и критериев его оценки;
    4) организация взаимодействия всех участников образовательного процесса.
    Безусловно, существуют реальные недостатки и преимущества во внедрении профессионального портфолио в систему переподготовки и повышения квалификации работников образования.
    Категория: Мои статьи | Добавил: grizzly (19.10.2009) | Автор: Юрий Новиков, Анна Новикова
    Просмотров: 920 | Комментарии: 1
    Всего комментариев: 1
    1  
    Чрезвычайно интересно для Студенов - историков.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2018