Роль оружия в формировании образа бога в Индоевропейской мифологии
Священное оружиевстречается у каждого героя или бога,
совершающего подвиги, связанные с войной.Таковое есть у: Тора,Одина,Кухулина, Луга, у короля Артура иБатраза, бога грозы Нартов, и у многих
других.
Что
же их объединяет?
1.Они имеют множество уровней обобщения - и архетипического, и
магического, и космологического;
2.Они были созданы не людьми либо при необычных обстоятельствах;
3. Они могут быть наделены своей волей;
4. Они были даны в пользование и все они
несут в себе силу своего хозяина;
5.Они покинут своих хозяев, когда исполнится их предназначение.
В
случае Тора молот Мьелльнир, позволяющий повелевать молниями,выковали ему карлики Эйтри и Брокк, вместе с
тем выковавшие вепря с золотой щетиной, на котором можно скакать и по воздуху,
и по воде и кольцо Драупнир, что каждую девятую ночь рождает еще восемь
подобных ему.
Мьелльнир
сделал Тора богом грома и дал ему возможность сражаться с великанами – главными
врагами людей и богов. Важно отметить, почему Мьелльнир был самым популярным
символом для ношения у скандинавов (изображения его находят повсеместно и за
пределами полуострова) — он имел одну особенность — как бы далеко Тор не метнул
его, он всегда возвращался в руку хозяина. Поэтому его использовали как самый
популярный оберег (его массово находят, например, в Гнездово). Кроме того, Тор
(Донар) всегда воспринимался как защитник людей и их благодетель. Оружие его
отличается от копья Одина или меча Фрейра (For Skirnis, 9) и формой, и
содержанием — это и не оружие войны, а скорее символ, если не мира, по
плодородия и творения, и как сельскохозяйственный инструмент скорее был бы
оружием простолюдина, чем война, поэтому и Тор — бог простых людей в отличие от
своего отца, покровителя дружинников и колдунов. Молот Тора можно считать одной
из вариаций древнего атрибута власти, также встречаемого нами в виде скипетров
и атаманских булав.
Когда
наступит Рагнарек, Тору суждено будет убить им мирового змея Йормунганда,
порождение Локи, и самому погибнуть, однако после его смерти чудесный молот
подберет его сын Магни и продолжит дело отца — так осуществляется сакральный
переход титула бога и наследование его функций.
Один
получил волшебное копье Гунгнир, разящее без промаха, от Локи как подарок на
суде. Выковано оно было теми же карликами Эйтри и Брокком, которых Локи
заставил делать подарки богам, которые должны были его судить. Именно это копье
сделало Одниа богом магии и прорицания — он принес себя в жертву на ясене
Иггдрасиль за что получил руны и возможность прорицать будущее. Зачастую это
копье и копья богов вообще соотносят с axis mundi, осью мира, воплощением
Иггдрасиля, на котором покоятся все миры. Это оружие, меняет и его судьбу, это
видно даже на примере Havamal — до 138 строфы он дает советы Лоддфафниру (или
просто слушателю) чисто бытового характера — о том как вести себя в гостях, в
дороге, на войне и в отношениях с людьми:
Советы
мои, Лоддфафнир
слушай,
на
пользу их примешь,
коль ты
их поймешь:
дурным
никогда
доволен
не будь,
дорожи
только добрым.
(Havamal, 128).
А после этого
направление его повествования меняется и Один рассказывает о том как висел на
дереве, пронзенный копьем, как получил руны и далее описывает их и то что можно
делать с их помощью, описывает правила проведения обрядов и гаданий:
Хоть совсем не молись,
но не жертвуй без меры,
на дар ждут ответа;
совсем не коли,
чем без меры закалывать.
(Havamal, 145).
Так, Один становится
богом еще и верховным богом пантеона, получив власть над мертвыми (Вальхаллу) и
способности шамана. Он превращается в главу семейства богов, заслоняя собой
древнегерманскую тройку Тюр-Донар-Водан когда Тюр теряет свои функции бога
войны, утратив руку и свой статус. В итоге в Младшей Эдде в Видении Гюльви мы
видим что сам Один выступает в трех лицах - Высокого, Равновысокого и
«Третьего», каждый из которых беседует с путешественником.
Известно так же, что и
жертвы Одину приносились подобным же образом — человека вешали на дереве и
пронзали копьем, как бы задавая ему точное направление ко Всеотцу, а не в Хель
либо другие чертоги умерших.
В кельтском эпосе
находится множество священного оружия, передающего свои функции «по
наследству». Так у бога Луга было священное копье Ассал, которое ему добыли
«три бога ремесла» и это копье обладало своим собственным нравом, настолько
жестоким, что его требовалось держаь в дубовом отваре. А его сыну-герою
Кухулину переходит копье копье Га-Болг (видимо оно же, но под другим
названием), которое нужно было метать особым образом — ногой, при том оно
обладало невообразимой поражающей способностью. Подарила герою копье
царица-амазонка Скатах, у которой тот проходил обучение.Ко всему прочему копье то уже имело свою
судьбу - в случае Кухулина ему было уготовано убить этим копьем лучшего друга
Фердию, а также и своего сына, а после самого Кухулина уже Лугаду, сыну Ку Роя
пришлось довершить судьбу копья – им были убиты три короля: Лаэг, король всех
колесничих Ирландии, Серый из Махи, король коней Ольстера и сам Кухулин.
Меч Калибурн впервые
появляется в «Деяниях королей Британии» Гальфрида Монмутского в «Истории
бриттов» гл.147 - «Еще он препоясывает себя Калибурном, отличным мечом,
изготовленным на острове Аваллона»
По разным вариантам легенд
меч попадает к Артуру разными путями – от самого Велунда, либо от скрытого
народа, живущего невидимо для людей и, в понимании людей, внушающего суеверный
страх. В легендах Артур получил меч, когда стал королем и во исполнение своего
королевского долга, а когда он лежал на смертном одре, на холме возле моря он
приказал взять Калибурн и бросить в озеро, кроме того, по находкам мечей в
водоемах Британии можно судить о том, что существовала традиция затопления
оружия после смерти воина — своеобразный символ исполнения долга. Когда же меч
бросили в озеро, его поймала высунувшаяся оттуда рука и три раза потрясла
Калибурном, словно торжествуя победу, и потом исчезла. Это значило, что король
исполнил свой долг.
В скифской религиибог войны Арес почитался в образе меча, как
описано у Геродота в гл.62 книги Эрато: «В каждой скифской области по округам
воздвигнуты святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другуюна пространстве шириной и длинной почти в три
стадии, в высоту же меьше. Наверху устроена четырехугольная площадка, три
стороны ее отвесны, а а к четвертой есть доступ. (...) почти на каждом холме
водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса».
Если мы ставим знак равенства между Батразом
(Аресом)и его мечом, то первое
появление священного меча/небесного железана земледолжнобыть соотнесено с рождением Батраза.
Подобнаямысль уже высказывалась Ж.
Дюмезилем, правда, в несколько ином контексте. Батразпребываетнанебе, а его появление срединартов–«это каждыйраззримыйобраз молнии». Но исаморождение Батраза, которое соответствует представлениям онебесной стали, падающей на землю во время
грозы. Следуетдобавить, что едва ли не
во всех мифологиях древности падение метеорита (а также дождь, молния)
осмыслялось как иерогамия– священный
брак бога неба и богини земли. Углубляясьв землю,метеорит символизировал
соединение неба и земли, зарождение новой жизни. В таком случае, обнаружение
меча (небесного железа) припомощикоровы, действительно, можно истолковать
какрождение коровой грозового
(военного) божества.
Этот неизменно
присутствующийв сказанияхорожденииБатразаэпизод можетбытьобъясненв сопоставлениисдревнимипредставлениямио метеоритах и появлении оружия/бога,
воспринимающихся как единое целое.
Так мы видим, что
зачастую герой или бог становятся таковыми через свое оружие либо иные предметы
и порой главная их функция нераздельно связана с этим оружием. Они сами
воплощаются через него либо воплощают в нем себя,в представлении древнего человека именно
священный предмет доказывал право бога быть богом, что отличается от более
поздних христианских представлений о святости, по которым сила святого
находится внутри его, и он может освятить ей любой предмет, а не наоборот, хотя
поклонения священному предмету как носителю святости сохраняется, как
сохраняются и обычаи передачи и посвящений, связанных с ними.
т. X, в. 1; Северо-Осетинское. Государственное.
Изд-во Дзауджикау, 1945.
3.
Дюмезиль Ж. : Верховные боги боги индоевропейцев. Пер. С франц.Т.В. Цивьян. М.: Главная редакция восточной
литературы издательства«Наука», 1986.
234 С.
если бы я стал разбирать оружие как таковое, это была бы уже несколько иная работа... вообще оружие ак мифологический образ и как продолжение бога и героя это необъятная и прекрасная тема. самому нравится. не смог привлечь туда русский былинный эпос - не нашел источника, которому мог бы полностью доверять. и да, у меня источники на страроисландском)))
Источников по по похожей проблеме в русском эпосе действительно практически нет. Зато в «Сказании о Вавилоне-граде» древнерусский меч-кладенец носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Ещё его называли «Самосёк» - так как он сам мог рубить врагов.
Статья по сути - культурологического характера. Отрадно, что применяется модный ныне сравнительный метод. Представляется рекомендовать автору на будущее провести сравнительный анализ темы оружия не только в формировании образа бога, но и образа воина. Тогда исследование ещё больше выиграет, т.к. можно будет изучить и тему оружия в древнерусском эпосе на основе тех же былин о Святогоре и Илье Муромце.