В современной России студенческим и аспирантским организациям должно придаваться большее внимание - клубам, обществам и т.п. Иными словами, гражданское общество невозможно построить сверху, люди должны быть сами в нём заинтересованы, но государство должно создать условия - как минимум проводить продуманную молодёжную политику, предоставляя материальную базу для создания подобных ячеек.
Студенческие сообщества в Америке появились ещё в середине XVIII в. Так, у компании студентов из колледжа Уильяма и Марии в штате Виргиния вошло в привычку собираться на втором этаже местной таверны – они называли себя «Клубом беретов». Вскоре в колледже начали формироваться и другие студенческие сообщества – правда, с ведома преподавателей, а потому они скорее напоминали литературные кружки. Однако всё началось именно с того, что студенту Джону Хиту, знатоку греческого языка, отказали в членстве в одном из таких кружков. Тогда он взял и открыл собственное – тайное братство, а в качестве названия выбрал греческую аббревиатуру «Фи Бета Каппа». По уставу, основными принципами тайной организации были высокие моральные идеалы, прилежание в освоении наук и братская дружба. Вскоре «Фи Бета Каппа» открыла отделения в Гарварде и Йеле, а впоследствии начали появляться и другие «греческие» братства, со строгой иерархией из новообращённых «младших братьев» и их наставников – «старших братьев». Администрация колледжей с самого начала относилась к братствам с большой подозрительностью, и, надо признать, не без основания. Например, два из этих тайных обществ активно участвовали в студенческом бунте в университете Майами в 1847 году. Во время Гражданской войны студенты отправились защищать Конфедерацию целыми братствами. Американская политическая элита быстро осознала силу этих организаций, черпая из их среды собственную смену, стремясь использовать в собственных целях, и не препятствовала расширению и укреплению тайных братств. Поэтому нет ничего экстраординарного в том факте, что, когда после победы Севера в университетах стали учиться и женщины, – вскоре появилось первое тайное женское общество – «Пи Бета Пи».
К концу XIX в. корпоративная культура «греческих» братств прочно вошла в систему высшего образования США, ведь их членами были влиятельные и богатейшие люди страны. Они исправно финансировали патронируемые братства, приобретали для них недвижимость в кампусах, вкладывали деньги в образование новообращённых «младших братьев».
Однако в XX в. развитие патрон-клиентских отношений тайных обществ привело к тому, что в каждом братстве то и дело вскрывались случаи типичной дедовщины и злоупотребления властью. Испытательный срок для новичков получил название «адской недели» – не все могли выдержать тесты, приготовленные старейшинами.
Корпоративные испытания для членов будущей политической элиты становятся с каждым годом всё суровее. Так, 23 октября 2008 года окружной суд штата Техас постановил, чтобы родителям погибшего первокурсника Техасского университета было выплачено 16,2 млн. долларов. Эти расходы поделили между собой национальное и местное отделение студенческого братства «Сигма Альфа Эпсилон», которое, по мнению суда, несёт прямую ответственность за гибель Тайлера Кросса из города Мариетт.
Современной России до этого ещё далеко. И вряд ли нам этот путь подходит. Так какие студенческие общества нам нужны?