VIVA LA VIDA! Значение историко-культурного и археологического наследия в природных комплексах района Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) - Мои статьи - Научные статьи - Молодёжное научное общество
Молодёжное научное общество Суббота, 27.04.2024, 22:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Друзья сайта
  • Государственная Дума РФ
  • Российская академия наук
  • Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральное агентство по науке и инновациям
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Федеральное агентство по образованию
  • Профсоюз работников народного образования и науки РФ
  • Московский государственный областной университет
  • Департамент образования города Москвы
  • Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы
  • Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
  • МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Совет общественных уполномоченных МГО Профсоюза
  • Молодёжный инновационный конвент
  • Росмолодёжь
  • Элементы:популярный сайт о фундаментальной науке
  • Журнал "Полис"(Политические исследования)
  • Российская ассоциация политической науки
  • Ассоциация военных политологов
  • Российское общество социологов
  • Политическая Информационно-Образовательная Социальная Сеть
  • Политклуб "Вектор"
  • Логопсихолог

  • Форма входа

    Категории раздела
    Мои статьи [33]

    Рейтинг сайта

    Поиск

    Статистика сайта

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Значение историко-культурного и археологического наследия в природных комплексах района Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД)

    В настоящей статье речь пойдёт о территориях, прилегающих к Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), которые обладают уникальными природным и историко-культурным потенциалом. Сама магистраль, являясь по своей сути границей города, образует важные инфраструктурные и культурно-исторические связи между Москвой и Подмосковьем.

    Сегодня в условиях усиленного развития урбанизации в Московском регионе всё больше нарастают противоречия между различными сторонами жизни. Неоднозначно был  воспринят общественностью и генеральный план развития Москвы до 2025 г. Ряд экспертов и правозащитников отмечают, что реализация генплана, принятого ещё в 1999 г., идёт с существенными нарушениями, которые уже в 2005 г. привели почти к полному исчезновению земель Москвы, пригодных для застройки. Кроме того, не развиваются должным образом транспортные сети, природное, культурное и инженерное обеспечение рассматриваемого района.    Проект генплана предусматривает сокращение озелененных и особо охраняемых природных территорий, строительство на территории Москвы шести экологически вредных предприятий по термической переработке отходов (мусоросжигательных заводов), строительство магистральных дорог через парки «Битцевский лес», «Москворецкий», «Измайлово», «Коссинский», «Тушинский», национальный парк «Лосиный Остров», ландшафтный заказник «Теплый Стан».

    К настоящему моменту явно нависла угроза утраты исторических памятников, культурных ландшафтов и историко-культурных связей в ландшафтно-пространственной системе «город–область». Историко-культурное наследие сохранено преимущественно в центре столицы. В основном это постройки XVIIIXIX вв., также широко представлены территории с застройкой 40–50-х гг. XX в. Историко-природное наследие центра города почти полностью лишено природной основы. Серединная часть, окраины и территории, прилегающие к МКАД, стремительно и плотно застраиваются слишком высокими зданиями без учёта композиции, сокращаются зоны панорамного вида, что приводит к формированию большого количества жилых районов с закрытой структурой,  недостатком зеленых площадей и неблагоприятными  социально-экологическими условиями.

    Заповедные леса, садово-парковые ансамбли сохранились преимущественно в окраинной части города. Как правило, они переходят в лесные массивы с долинами рек, на которые хозяйственная деятельность человека оказывает большую нагрузку. Характерным для всего историко-культурного наследия является быстрый процесс разрушения его объектов в результате возросшего и отчасти стихийного хозяйственного воздействия на природный и историко-культурный каркас, особенно в районе МКАД.

    С момента начала реконструкции МКАД в 1994 г. и «строительного бума» в столичном регионе было выявлено значительное количество исторических  памятников, часть из которых так и осталось неизвестной, так как не всегда фиксировалась в проектах, не отмечалась. Особое внимание обращает на себя факт почти полного отсутствия памятников историко-культурного наследия, относящихся к домонгольскому периоду.

    Археологические памятники и культурные ландшафты окраин г. Москвы и Подмосковья как места форми­рования русской нации ещё сохраняют природный и археологический потенциал. Они имеют огромное научное и культурное значение, представляя собой, по сути, единственный ис­точник для изучения раннего периода освоения рассматриваемой территории, истории населения этого района со времени появления здесь человека и вплоть до образова­ния Древнерусского государства. Археологические памятники и культурные ландшафты дают ценнейшие сведения о культуре, быте, хозяйственной деятельности населения в более поздние периоды и этим существенно дополняют сведения письменных источников.

    Известно, что историко-культурное наследие региона начинает свою историю с каменного века. Ещё З.Я. Ходаковский   в 1821–1824 гг. описал несколько подмосковных городищ, которые он считал жертвенными местами (Ходаковский 3. Я. 1844). Первые раскопки на территории области провел в 1838 г. А.Д. Чертков, исследо­вавший ряд курганов близ Звенигорода (Чертков А.Д. 1839. 1849). Во второй половине XIX в. – н. XX в. были проведены раскопки десятков могильников, иссле­дованы сотни погребений (Гатцук А.А. 1865. 1867).

    В к. XIX в. – н. XX в. были получены первые научные данные о памятниках каменного и бронзового веков. Неолитические па­мятники обследовались Н.О. Криштафовичем на Москве-реке.

     Общая характеристика известных к кон. XIX в. археологических памятников Московского края дана в работах А.А. Спицына (Спицын А.А. 1899) и Д.Н. Анучина (Анучин Д.Н. 1909). В нач. XX в. С.К. Богоявленским и Ю.В. Готье проводилась работа по составлению карты археологических памятников Подмос­ковья. К сожалению, работа не была завершена, и не была полностью опубликован­а (Богоявленский С.К. 1947).

    Древнейшие археологические памятники в районе МКАД относятся к верхнему палеолиту, позднему периоду древнего каменного века, хронологические рамки которого определяются временем от 35–40 до 10–12 тыс. лет назад (Григорьев Г.П. 1970). Первым свидетельством проникновения верхнепалеолитичес­кого человека на территорию Московского края считается находка черепной крышки древнего человека при строительстве канала им. Москвы в 1936 г. (Бадер О.Н. 1936. 1947. С. 120, 121, 156). Она была обнаружена на глубине 4 м от современной поверхности в толще аллювиальных отложений надпойменной террасы р. Сходни. В аллювиальных горизонтах были найдены кости первобыт­ного быка, мускусного овцебыка и северного оленя. Антропологические особенности фрагмента черепа говорят о его принадлежности че­ловеку современного вида, но с некоторыми сохраня­ющимися более примитивными чертами.

    Более многочисленны памятники следующей за палеолитом эпохи – мезолита (средний ка­менный век), относящегося к послеледниковому времени. Мезолит в Волго-Окском междуречье большинством исследователей датируется временем от IX до первой половины VI в. до н. э. Значительные скопления мезолитических стоянок зафиксированы в Подмосковной Мещере и Москве-реке (Краснов Ю. А. 1962; Кольцов А.Е. 1988 и др.).

    Проводимые археологические и строительные работы на территориях, прилегающих к МКАД, выявляют культурные слои верхнего палеолита. К позднему периоду древнего каменного века, мезолита (среднего ка­менного века), развитому и позднему неолиту на  территории  области  относятся стоянки льяловской и волосовской культур. Наиболее поздние из них датируются началом и даже серединой II в. до н. э. Когда в лесной зоне появились племена, знакомые с выплавкой меди и бронзы, началась эпоха бронзы.  На рассматриваемой территории она характеризуется появле­нием не только фатьяновской, но и других культур. 

    Проведение  строительных,  дорожных  и иных работ в зоне МКАД крайне  отрицательно  сказывается на сохранности  памятников, и зачастую   приводит к их полному уничтожению. Учитывая степень археологической  изученности  рассматриваемой территории, особенности расположенных здесь памятников археологии, культуры и характер влияния на них проектируемых и реконструируемых объектов, следует проводить научное исследование и выявлять уникальные культурные ландшафты. Это позволит их сохранить и более рационально использовать в дальнейшем.

    В складывающихся противоречиях разрушения природного каркаса территории и историко-культурного наследия региона отмечаются тенденции, которые не способствуют сохранению исторического наследия и традиций региона.  В генеральном плане развития г. Москвы до 2025 г. прогнозируется развитие города как туристического и культурного центра, (уже к 2010 г. количество иностранных туристов, посещающих Москву, превысит 5 млн. человек в год), но наметившиеся тенденции в последние годы свидетельствуют о всё большем отставании г. Москвы от других европейских столиц в природном и историко-культурном отношении, а также качестве экологических условий среды.

    Необходимым условием сохранения и развития природного каркаса территории исторического наследия и культурных ландшафтов является сохранение природно-исторических связей центра города с окраинами.

    Своеобразие культурных ландшафтов, прилегающих к МКАД, отличает сохранность культурных слоёв домонгольского периода, разнообразие и широкий хронологический ряд. Только в зону, непосредственно прилегающую к  МКАД, попало свыше десятка природных комплексов, включающих объекты историко-культурного наследия каменного, бронзового и  железного веков, а также древнеславянские городища.

    Литература.

    1.     Градостроительство г. Москва. /Под ред. А. В. Кузьмина. М., 2001.

    2.     Г. А. Полякова, В. А. Гутников. Парки Москвы: экология и флористическая характеристика. – М. :Геос, 2000.

    3.     ТЭО реконструкции МКАД Москомархитектура. Т. 3. Книга 3.   М., 1995. С. 426-485.

    4.     ТЭО реконструкции МКАД Москомархитектура. Т. 3. Книга 4. М., 1995. С. 588-826.

    5.     ТЭО реконструкции МКАД Союздорпроект. 1996. Т. 1. С. 2-260.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Politolog (19.11.2009)
    Просмотров: 1374 | Комментарии: 1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024