Битва под Москвой стала началом коренного
перелома в Великой Отечественной войне. Именно под Москвой был развеян миф о
непобедимости германского вермахта и люфтваффе.
Навсегда записаны золотыми буквами в историю
московской битвы подвиги В. Талалихина, совершившего в ночь с 6 на 7 августа
1941 г. первый в мире авиационный таран ночью, Б.И. Кобзана (4 тарана), А.Н.
Катрича (3 тарана под Москвой) и многих других. В Московской битве наша авиация
впервые действовала слажено с ПВО.
В своей работе я попытаюсь обобщить тот опыт,
что извлекла наша авиация под Москвой и выделить основные уроки, полученные ей.
За период
обороны Москвы немцы, начиная с 22. 07. 1941 г. совершили 134 налёта. В них
участвовало около 9 тыс. самолётов. К Москве прорвались лишь 243 самолёта.
Историк авиации Д.Б. Хазанов отмечает, что: «фотоснимки, сделанные с самолётов
разведчиков, показали невысокую эффективность бомбардировок… большинство бомб
попало в парки, скверы, на территорию стадионов»[1].
Подтверждает эту информацию и немецкий историк К. Рейнгардт, отмечавший, что
действия ПВО Москвы: «перечеркнули желание Гитлера при помощи авиации сровнять
Москву с землёй… немецкие лётчики считали налёты на русскую столицу более
опасным и рискованным делом, нежели налёты на Лондон»[2].Ключевое место среди мероприятий имело также
более эффективное, чем раньше использование авиации. Однако, «в составе ВВС
фронтов было мало бомбардировщиков, что отрицательно сказалось на действиях
авиации»[3]
- пишет в своей книге «Авиация в битве под Москвой» Фёдоров А.Г. Подтверждают
эти слова строки из доклада командующего западным фронтом И.С. Конева Народному
комиссару обороны СССР: «. . . ВВС Западного фронта на 25 сентября в своём
составе имеют исправных истребителей 106, бомбардировщиков 63, из них 25 ТБ-3,
28 СБ, которые можно применять только ночью. Дневных бомбардировщиков имеется:
5 Пе-2, 4 Су-2, разведчиков – 11, штурмовиков – 8. Прошу выделить фронту хотя
бы один полк Пе-2 и один полк Ил-2 для штурмовых действий по мотомехчастям»[4].
За 20 дней сражения в ноябре и начале декабря
1941 г. наша авиация произвела около 10 тыс. самолётовылетов. Из них по войскам
противника – 49,5%. Германский военный историк Греффрат пишет: «Зимой 1941 года
немецкой бомбардировочной авиации был нанесён первый сокрушительный удар»[5].
Битва под Москвой выявила значительную роль
ПВО в общей системе обороны города и заставила обратить на её организацию
особое внимание:
1) «В ходе битвы
за Москву усилилась защита столицы в противовоздушном отношении от налётов
фашистской авиации. Боевой состав истребительной авиации, прикрывавший
Московскую зону ПВО, увеличился почти вдвое»[6]
– пишет военный историк А.Г. Фёдоров.
2) Следующий
важный урок: «Истребительная авиация приобрела опыт поддержки и прикрытия
сухопутных войск патрулированием (барражированием) в воздухе и действиями из положения
«дежурство на аэродромах». Однако эффективность патрулирования была
недостаточно высокой, поскольку в частях фронтовой и армейской авиации было мало
радиотехническихсредств»[7].
3) «Получили
дальнейшее развитие тактика манёвренных действий истребительной авиации
совместно с зенитной артиллерией и другими средствами ПВО, тактика группового
боя, способы поиска и перехвата воздушных целей ночью, борьба с самолётами
разведчиками и бомбардировщиками, действия ночью в световых прожекторных полях,
совместные действия истребителей с бомбардировщиками-осветителями при отражении
ударов фашистской авиации»[8].
Историк авиации Хазанов Д.Б. подтверждает это и находит зависимость между
эффективной работой нашей зенитной артиллерии и морально-психолгическим
состоянием лётного состава люфтваффе: «…большое воздействие на немецких
лётчиков производил огонь зенитной артиллерии. Ожидалось, что в густой
облачности «хейнкели» и «юнкерсы» будут чувствовать себя в безопасности, но
именно мощный заградительный огонь помешал им, по крайней мере, большинству,
прорваться к городу»[9].
4) «Внедрение
радиолокационной техники, которое способствовало повышению устойчивости связи и
мобильности управления в бою»[10].
Опыт применения радиолокационных средств под Москвой положил начало их массовому
использованию, что коренным образом изменило характер, тактику и стратегию
будущих войнв воздухе. Однако, как
пишет Д.Б. Хазанов: «Управление истребителями…осложнялись недостаточным
количеством бортовых радиостанций»[11].
5)
«Истребительная авиация получила опыт штурмовых действий по войскам и объектам
противника в сложных метеорологических условиях»[12].
6) Пополнение
авиации новыми типами самолётов оказало существенное влияние на тактику нашей
авиации в Московском сражении: «С поступлением в авиационные полки новых типов
истребителей боевые задачи по прикрытию войск и вылеты на перехват противника
всё чаще в составе пар вместо звеньев»[13].
7) Военный
историк Фёдоров А.Г. выделяет и другие новации: «…небезынтересны опыт действий
ночной фронтовой и дальнебомбардировочной авиации и её взаимодействие с
партизанами, использование авиации для освещения местности… первое применение
радиоуправляемых самолётов»[14].
Помимо этого, в ходе Московской битвы были
выявлены и недостатки. Наступательные действия фронтов и армий протекали в
условиях всё ещё недостаточной авиационной поддержки из-за того, что не хватало
боевых самолётов, и из-за её организационного распыления по фронтам и армиям.
Централизованное использование авиации в битве
под Москвой послужило основой для расформирования весной 1942 г. армейских ВВС
и объединения всей авиации фронтов в воздушные армии.
«Противник потерял на московском направлении
более 1400 самолётов, из них 85% – от действий авиации, что способствовало
завоеванию оперативного господства в воздухе и срыву наступления гитлеровских
войск на Москву».[15]
Заключение
Нельзя забывать, что за сухими цифрами
статистики и строками отчётов военных историков стоят живые люди. Это их
заслуга в том, что мы сейчас живём в свободной независимой стране и, если
говорить применительно к лётчикам, то: «Опыт боевых действий авиации под
Москвой оказал влияние на способы применения ВВС в последующих операциях
Великой Отечественной Войны и на дальнейшее развитие оперативного искусства и
тактики военно-воздушных сил»[16].
Примечания:
1)Греффрат. Мировая война 1939
– 1945. С. 475.
2)Рейнгардт К.Поворот под
Москвой. Крах гитлеровской стратегии зимой 1941/42года: / Пер. с нем. М., 1980.
С. 74.
3)Архив М.О. СССР. Ф. 208. Оп.
2513. Д. 82. Л. 12.
4)Советские военно-воздушные
силы в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг. М., 1968. С. 77.
5)Федоров А. Г. Авиация в
битве под Москвой. М., 1975.
6) Хазанов Д. Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки.
М., 2006
[1]
Хазанов Д. Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки. М., 2006. С. 287.
[2]
Рейнгардт К. Поворот под Москвой. Крах гитлеровской стратегии зимой 1941/1942
года: / Пер с нем. М., 1980. С. 74.
[3]
Фёдоров А. Г. Авиация в битве под Москвой. М., 1975. С. 97.
[4]
Архив М.О. СССР,. Ф. 208, оп 2513, Д. 82,Л. 12.
На мой взгляд, такая широкая тема может быть раскрыта в рамках большой работы, а статья должна быть чем-то ограничена, какой-то одной узкой задачей. А задача обобщения, заявленная автором, тем более не подходит. Таким образом, получилось, что всё содержание статьи свелось к перечислению. Что никак не может, как мне кажется, считаться серьёзной работой. Бесспорно, что автор статьи проделал огромную работу, изучил массу литературы и источников, но вся эта работа "потерялась".
Верно, минимум для научного анализа в любой статье - это цель, которая решается через поставленные задачи, актуальность, выводы и, конечно, научная новизна. Причём выводы в любом случае должны отражать смысл поставленных прежде целей и задач. Было бы хорошо на будущее выдвигать собственную гипотезу - благо, что предложенные автором архивные данные это позволяют. Работа от этого только выиграет. Вместе с этим следует отметить довольно подробный доказательный - сносочный аппарат в статье.