После 1991 года Россия
непосредственно не граничит с Турецкой Республикой. Тем не менее, этот южный
сосед продолжает играть важную роль во внешней политике российского
правительства. На политический союз наши страны вряд ли пойдут в ближайшее
время – Анкара является членом НАТО. Однако Турция важна России именно как
стратегический партнёр в экономике. Наши страны постоянно ведут экономический
диалог в сфере строительства стратегических газопроводов. Сохраняется
сотрудничество в сфере туризма и культуры. Конечно, решения всех этих вопросов
зависят от политической конъюнктуры в наших странах. Поэтому необходимо
разбираться в современных политических силах Турции – ведь именно от программы
доминирующей партии и от степени её поддержки местных политических сил зависит
уровень сотрудничества между нашими странами.
Сначала в целом о турецкой
политической системе. Политическая система Турецкой Республики имеет свою
специфику. В стране законодательная власть принадлежит однопалатному
парламенту – Великому национальному собранию Турции. Оно состоит из 550
депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года — на 5 лет) всеобщим прямым
голосованием по системе пропорционального представительства.
При этом минимальный
порог для политических партий установлен в 10 %. Исполнительная власть принадлежит
правительству во главе с премьер-министром. Однако президент также имеет ряд
полномочий. До референдума 2007 года президент избирался сроком на 7 лет и не
мог быть переизбран. Теперь же он избирается на 5 лет с возможностью
переизбрания на второй срок. Выборы в парламент проходят раз в 4 года.
Долгое время в стране
доминировала старейшая политическая партия – «Республиканская народная партия»
(РНП), занимающая левоцентристские позиции.
Начало этой партии
связано с политической деятельностью легендарного национального турецкого
лидера Мустафы Кемаля Ататюрка, взявшего разумный курс на построение светского
и экономически независимого государства. РНП была основана на Сивасском
конгрессе как союз групп сопротивления греческому вторжению в Анатолию. Партия
провозгласила Турцию республикой в 1923 году и до 1950 года фактически
существовала однопартийная система. В настоящее «Республиканская народная
партия» дистанцирует себя оппозиционной по отношению к правящей происламской «Партии
справедливости и развития» (ПСР). Вскоре РНП образовала коалицию с «Демократической
левой партией» против ПСР. Лидером РНП является Дениз Байкал.
Современная «Партия
свободы и солидарности» (ПСС), основанная в 1996 году, является радикальной социалистической
партией в Турции. Партия появилась в результате слияния маоистской организации
«Революционный путь», «Объединённой социалистической партии» (та же
«Объединённая коммунистическая партия Турции»), «Организации освобождения
Турции и Северного Курдистана», троцкистской организации «Новый путь» и других.
При этом партия имеет значительное влияние среди профсоюза учителей и в ряде
других профсоюзов государственных служащих.
В своей политической
программе ПСС называет себя «носителем универсальных и исторических
устремлений» к «равенству, свободе, уничтожению эксплуатации и бесклассовому
миру». Целью ПСС является «ликвидация власти капитала и империализма» и
«установление власти трудящихся». «Партия свободы и солидарности» стремится к
«социализму, основанному на свободе, интернационализме, демократическом
планировании, гендерном равенстве и экологизме». Одновременно ПСС является
членом Партии европейских левых, а в 2000-2006 гг. партия активно участвовала в
работе радикального объединения «Европейские антикапиталистические левые».
ПСС в 1999 году впервые
участвовала во всеобщих выборах, получив на них поддержку 0,8 %
избирателей (почти 250 000 человек). Но этого было недостаточно для того, чтобы
быть представленной в парламенте. По итогам местных выборов 2004 года партия
получила контроль над администрациями двух городов. В этих выборах она
выступала совместно с прокурдской «Демократической народной партией» и
«Социал-демократической народной партией». В 2007 году на парламентских выборах
партия получила всего 0,15 % голосов избирателей. Лидером ПСС является
Хайри Казаноглу.
В самой ПСС есть течения.
Например, существует Либертарная социалистическая платформа (ЛСП) – её основу
составляют члены бывшей организации «Революционный путь». Другое течение представляет
группа «Новый путь», являющаяся турецкой секцией Четвёртого интернационала.
Пришло время рассказать и
о современной правящей партии. На сегодняшний момент это «Партия справедливости
и развития» (ПСР). Она позиционирует себя в качестве умеренно консервативной партии,
ориентированной на западные ценности, рыночную экономику и вступление в
Европейский Союз. ПСР была основана сравнительно недавно, в 2001 году – бывшими
членами умеренного консервативного крыла запрещённой в Терции исламистской
«Партии благоденствия». Лидерами партии являются действующие премьер-министр
Реджеп Тайип Эрдоган и президент Абдулла Гюль. В своё время премьер-министру
пришлось приложить немало усилий для устранения исламистского имиджа
партии.
Однако в 2003 году в
рядах партии произошёл раскол. Яблоком раздора послужил Ирак – чтобы не
допустить предоставления территории страны для войск США, часть депутатов из
партии перешли в «Республиканскую народную партию». Таким образом, Турция не
допустила размещения американских войск на своей территории.
В 2005 году правящая
турецкая партия получила статус наблюдателя в Европейской народной партии –
крупнейшей политической партии Европейского Союза. Если страна вступит в ЕС, то
партия приобретёт статус партии-члена. За время своего правления «Партия
справедливости и развития» добилась экономического роста и победила многолетнюю
гиперинфляцию.
При всём этом, отмечу,
что ПСР часто, особенно турецкие военные, обвиняют в исламизме и отходе от
принципов светского государства, заложенных М.К. Ататюрком. И на это есть свои
основания. К примеру, в 2007 году ПСР пролоббировала закон, разрешающий ношение
хиджаба в высших учебных заведениях страны. В ответ на это Генеральный прокурор
Турции Абдуррахман Ялчинкая подал в Конституционный суд страны иск о запрете
ПСР. И, хотя иск и был отклонён по большинству пунктов, на партию наложили
денежный штраф.
Соглашусь с российским
политологом В. Белозеровым, членом Ассоциации российских политологов, в том,
что кроме партий в Турции существует ещё одна влиятельная политическая сила –
военные. Политолог верно выделяет Генеральный штаб турецкой армии как отдельный
политический институт. Действительно, стоит лишь вспомнить, что только в одном XX в. турецкая армия четырежды смещала
неугодные ей правительства.
Замечу, что в турецком
обществе профессии военного и полицейского весьма уважаемы. Именно армия
считает себя последовательной защитницей светских устоев М.К. Ататюрка – её
представители бдительно следят за серьёзными изменениями в политической
конъюнктуре Турции и считают обязанными на это должным образом реагировать. К
слову, турецкий генералитет совместно с оппозицией был очень недоволен
выдвижению в президенты А. Гюля от исламистской ПСР, хотя он в своей
предвыборной программе и заявил, что он верен заветам Кемаля Ататюрка и берёт
курс на вхождение в Европейский Союз.
По словам В. Белозёрова, заверения нового президента не
помешали начальнику генштаба Яшару Бююканыту выступить с предупреждением, что
военные не останутся в стороне в случае, если разделение государства и религии
окажется под угрозой: «Нация с беспокойством следит за центрами зла,
систематически пытающимися разрушить светскую сущность республики».
Российский
политолог полагает, что в Турции генеральный штаб де-факто обладает выраженными
политическими функциями и в мирное время. При этом, по мнению политолога,
возможность и готовность турецких военных вмешиваться в политику не
препятствует нахождению страны в ряду демократических международных институтов.
С этим положением
политолога можно согласиться, ведь подобные действия армии действительно являются
скорее стабилизирующим фактором, сдерживающим экстремистские устремления.
Однако и сама
армия, как особый политический институт в турецком обществе, не гнушается
использовать разнообразные политические силы. К примеру, в союзниках у военной
турецкой элиты значится «Партия национального действия» (ПНД).
ПНД является
националистической ультраправой консервативной партией и иногда подвергается
обвинениям в неофашизме. Она была создана в 1948 году под влиянием фашистских и
нацистских идей, пропагандирует создание корпоративного общества. «Серые волки»
– военное крыло партии – в своё время
предложили герб с волком Дудаеву. Замечены действия экстремистского крыла ПНД в
Дагестане, в татарских общинах, республиках Центральной Азии с целью проведения
турецкого культурного влияния и экономической экспансии.
Современные
лидеры ПНД Девлет Бахчели и Мехмет Шандир ратуют за территориальную целостность
и унитарный характер Турции. Партию поддерживает не только военная элита, но и
крестьянство Центральной Анатолии.
В заключении
отмечу, что политический мир Турции весьма колоритен и пёстр. Несмотря на то
что важнейшие политические посты в государстве сосредоточила с своих руках
правящая происламская «Партия справедливости и развития», в Турецкой Республике
продолжает играть активную политическую роль армия. При этом армия во главе с
Генеральным штабом является полноценным политическим институтом, составляющим
своеобразный противовес правящей ПСР. Тем не менее и в среде самой армии нет
подлинного политического единства. Так, если официально турецкий генералитет
объявляет себя хранителем и заступником светских ценностей, завещанных Кемалем
Ататюрком, то часть военной элиты поддерживает вполне радикальную «Партию
национального действия», где имеется по сути экстремистское крыло военного
толка – «Серые волки».
Вместе со
всем этим, турецкое общество не представляет из себя застойного монолита,
зациклившегося на культурной самоидентичности. Турецкая Республика активно
стремится в Европейский Союз, строит неплохие дороги, приводит своё
законодательство в соответствие с европейским, успешно борется с безработицей
во время финансово-экономического кризиса. В стране активно действует
разнообразная левая и правая политическая оппозиция, как и в любой другой
европейской стране. С другой стороны, политической системе Турции присущ и особый
колорит политической культуры – армия является настоящим политическим
институтом, влияющим на судьбы страны. Кроме того, не специальные
подразделения, а именно армия стоит на страже демократических ценностей,
заложенных национальным лидером Кемалем Ататюрком.
России есть
чему поучиться у Турции. Так, нашей стране не стоит, как в 1990-х гг.,
полностью переносить «готовые» демократические институты на собственную
историческую действительность, надеясь на скорейшее построение гражданского
общества. Скорее имеет смысл, как в Турции, взять не только самые эффективные
европейские и американские политические институты, но и сохранить, и укрепить
собственные. Кроме того, стоит сохранить не только политические институты, но и
традиционные элементы экономики. Я имею в виду народные промыслы и занятия.
Например, власти в Турции не только возродили традиционное ковроткачество в Паммукале,
влив государственные дотации и предоставив рабочие места, но и стали
зарабатывать на этом. Таким образом, нашим странам можно сотрудничать не только
по поводу газовых коммуникаций, но и по многим другим перспективным направлениям. Литература: 1. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М.: Изд-во МГУ, 1992. 2. Россия - Турция: от экономического сотрудничества к широкоформатному диалогу. //http://www.turkishnews.ru/news/1295.html 3. Белозёров В. Генштаб и армия Турции как политический институт. //http://www.milpol.ru/analit/analit.html ©
|