VIVA LA VIDA! Особенности охоты на ведьм, как религиозного процесса, в Англии в XVII веке - Мои статьи - Научные статьи - Молодёжное научное общество
Молодёжное научное общество Четверг, 18.04.2024, 10:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Друзья сайта
  • Государственная Дума РФ
  • Российская академия наук
  • Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральное агентство по науке и инновациям
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Федеральное агентство по образованию
  • Профсоюз работников народного образования и науки РФ
  • Московский государственный областной университет
  • Департамент образования города Москвы
  • Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы
  • Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
  • МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Совет общественных уполномоченных МГО Профсоюза
  • Молодёжный инновационный конвент
  • Росмолодёжь
  • Элементы:популярный сайт о фундаментальной науке
  • Журнал "Полис"(Политические исследования)
  • Российская ассоциация политической науки
  • Ассоциация военных политологов
  • Российское общество социологов
  • Политическая Информационно-Образовательная Социальная Сеть
  • Политклуб "Вектор"
  • Логопсихолог

  • Форма входа

    Категории раздела
    Мои статьи [33]

    Рейтинг сайта

    Поиск

    Статистика сайта

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Особенности охоты на ведьм, как религиозного процесса, в Англии в XVII веке

    Тема моей работы посвящена Англии XVII века, а вернее охоте на ведьм в этой стране, по нескольким причинам. Во-первых, по развитости это государство было одним из ведущих, но именно там охота на ведьм, как явление задержалось на столь большой срок, во-вторых, специфика самой «охоты» как явления была отлична от стран континентальной Европы разительно.

    Задача моего исследования состоит в том, чтобы выделить данные особенности, присущие только для Англии и постараться дать объяснение, почему всё сложилось именно так. Это первая задача, вторая задача – дать объяснение, почему в тот период, когда в континентальной Европе повсеместно отказываются от борьбы с ведовством, в Англии это явление в самом разгаре и носит массовый характер.

    Актуальность данного исследования состоит в том, что в отечественной историографии нет отдельных трудов, изучающих данную проблему достаточно глубоко. Также нет и трудов, которые бы исследовали данное уникальное явление с той точки зрения, что бы объяснить причины сего, в основном историки занимаются лишь описанием ситуации, то есть констатацией фактов.

    К тому же здесь следует упомянуть и тот факт, что английские охотники на ведьм принесли эту «серую заразу» и в Новый свет. Хочу напомнить, что в английских колониях взлёт массовых казней за ведовство был весьма высок и ощутим, достаточно вспомнить дело Салемских ведьм, которое было не единственным, хотя и самым масштабным. Получается, что зёрна английской ведовской истерии упали на благодатную почву американских суеверий и страхов. Смешение различных культур и верований дали взрывоопасный коктейль. Даже не смотря на то, что охота на ведьм в Новом свете достаточно быстро сошла на нет, она унесла множество жизней и дала толчок различным культам, и по этой причине необходимо разобраться в сути процессов происходивших в Англии XVII века.

    Необходимо начать с особенностей искоренения ведовства в Англии. Здесь я бы хотел обратить внимание на технические особенности самого процесса, ибо они были во многом важны. Первой такой особенностью можно выделить способ казни. В отличие от других стран Европы в Англии ведьм и колдунов казнили через повешение.[1] Данное расхождение имело принципиальный характер, так как сожжение на костре было предписано практически в приказном порядке всем, кто борется со слугами дьявола самим папой. Костёр являл собой с одной стороны наследие Римской эпохи, когда христиан сжигали за веру, а с другой стороны он представлял из себя и очистительный огонь, который должен был очистить душу обвиняемого.[2] В Англии же применялась казнь через повешение, так как казнь через сожжение применялась при предательстве с древнейших времён и менять своих традиций англичане не хотели

    Второй особенностью является сама форма пытки. Если в Европе применялись жёсткие пытки, которые калечили людей в кратчайшие сроки, то в Англии пытки были изначально рассчитаны на несколько дней и были более мягкими. Например, в Европе инквизиторы применяли тиски, дыбы, калёное железо, не говоря уже о бичевании[3], а в Англии применяли 2 пытки – пытка ходьбой и пытка бессонницей, которые комбинировались. Это скорее всего было связано с тем, что церковь мало покровительствовала своим монашествующим «кочевникам», которые путешествовали из города в город, искореняя ересь, и не выделяла средств на разработку и содержание в должном виде пыточных орудий. Отдельная особенность Англии, которой не было фактически ни в одном государстве – это испытание ведьм водой. Это староанглийское суеверие, что ведьма, опущенная в воду, не утонет, а всплывёт. Таким образом проверили не одну ведьму в Англии, техника была очень сложной, человека привязывали к двум канатам, и люди на разных берегах потихоньку опускали его в воду, чтобы, если проверяемый начнёт тонуть вытащить его. Таким хитроумным средством пользовался Мэтью Хопкинс – главный охотник за ведьмами Англии.[4]

    Таким образом, две части судопроизводства охоты на ведьм существенно отличали Англию от других государств Европы – пытки и казнь. Третья особенность состояла в представлениях о ведовстве, а точнее о некоторых его особенностях. Атрибутика ведьмы всегда включала в себя духа помощника, который являлся в виде животного. Духи, как правило, питались от хозяина, пили его кровь или молоко у женщин и за это выполняли всякого рода поручения ведьмы. Они вредили соседям, воровали, приносили разные травы и делали другую чёрную работу. Дух предоставлялся ведьме, когда она отдавалась сатане. Подобная особенность является результатом богатых мифологических верований англичан, в частности историй, в которых фигурируют различные животные, являющиеся на самом деле подобными духами помощниками, кстати говоря, все животные являются представителями фауны Англии, то есть обитают буквально под боком, что делало данные истории более правдоподобными.[5]

    Была ещё одна особенность «охоты» в Англии, это то, что первую скрипку в основном играл светский суд, а церковные деятели больше были на второстепенных позициях. Удивителен тот факт, что против Мэтью Хопкинса выступил никто иной, как служитель церкви, викарий Грейт-Стаутона преподобный Джон Гол. Гол развернул против Хопкинса и вообще против обвинений в ведовстве настоящую идеологическую войну. Его памфлеты, осуждающие охоту на ведьм, заставили Мэтью в короткие сроки свернуть свою деятельность и настроили население весьма скептически.[6] Это указывает на то, что англиканская церковь была подчинена государству, и король не желал отдавать на откуп священникам такое важное дело, как борьбу с ведьмами. Этот факт и определял то, что светские суды являлись ведущими в этом вопросе.

    Все эти особенности в большинстве своём конечно носят технический характер, но при этом делают охоту на ведьм в Англии явлением, которое нельзя сравнивать с «охотой» во Франции или Германии. Она получила свои характерные черты и особенности, которые, по сути, являются уникальными.[7]

    Теперь необходимо рассмотреть причины того, что охота на ведьм в данном регионе продолжалась до конца XVII века, а некоторые случаи казней за ведовство имели место и в XVIII веке. На мой взгляд, причин тому три:

    Первая причина носит субъективный характер - это личность  Якова I, который упорно верил в существование колдовства и магии и собственно говоря, издал демонографию и специальный акт, который ужесточал наказание за ведовство. Хотя надо сказать, что и до него монархи боролись с происками дьявола в частности и Генрих VIII, и Елизавета Великая издавали статуты, которые признавали как вредоносную сущность ведьмы, так необходимость бороться с ними.[8]

    Вторая причина, как ни странно, кроется в служителях церкви, а в частности в пуританах, которые были весьма нетерпимы к ведьмам и призывали к жестким мерам, как против колдовства, так и против ереси. Однако постепенно творческий запал этих людей, вещавших о происках сатаны с церковных кафедр и на страницах сочинений, власть смогла ликвидировать. К слову сказать именно появление пуритан на корабле «Mayflower» в Новом свете вызвало такую вспышку охоты на ведьм в английских колониях.

    Третья причина такой задержки заключается в событиях, которые ускорили свёртывание «охоты» в Европе, это Тридцатилетняя война. Это событие стало настоящим кошмаром для жителей воюющих стран, поскольку армии империи Габсбургов, да Шведская армия впоследствии были переведены на самообеспечение. Попросту говоря, чтобы себя прокормить они грабили и убивали местное население, эта война выкосила половину жителей континентальной Европы, но не коснулась Англии. Такие большие потери привели к изменению в общественном сознании людей, попавших в череду этих событий, чего нельзя сказать об Англии.[9]

    Итак, можно сделать общий вывод, охота на ведьм в Англии обладает рядом уникальных особенностей в силу местных верований и обычаев, а также относительной слабости церкви перед государством. А затянувшийся период перехода к отказу от «охоты» связан с рядом субъективных причин, таких как личная позиция монархов по этому вопросу и активность отдельных отцов церкви, а также с объективными причинами, которые сводятся к получению Англией меньших потерь, чем страны континентальной Европы.

     



    [1] См.: Бич и молот. Охота на ведьм. Пер. Н. Масловой. СПб., 2005. С. 254.

    [2] См.: Ли Г.Ч. История инквизиции. Современная версия. М., 2007. С. 394-396.

    [3] См.: Ланглуа Ш.-В. Инквизиция. М., 2001. С. 32.

     

    [4] См.: Бич и молот. Охота на ведьм. Пер. Н. Масловой. СПб., 2005. С. 282.

    [5] См.: Там же. С. 182.

    [6] См.: Бич и молот. Охота на ведьм. Пер. Н. Масловой. СПб., 2005. С. 287.

    [7] См.: Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. М., 2002. С. 310.

    [8] См.: Бич и молот. Охота на ведьм. Пер. Н. Масловой. СПб., 2005. С. 160-174.

    [9] См.: Семёнов В. Ф. История Средних веков. М., 1974. С. 508-521.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Politolog (11.01.2010)
    Просмотров: 3439 | Комментарии: 3
    Всего комментариев: 3
    3 Дмитрий  
    0
    Интересная работа. грамотно изложен материал.

    2 Politolog  
    0
    Отрадно то, что анализ нацелен именно на специфику английского процесса "охоты на ведьм". Пожелание автору - в следующий раз можно развить тему в сравнительном историческом анализе Англии с другими средневековыми странами.

    1 Vladimir  
    0
    Чрезвычайно интересная работа. Проливается свет на один из наиболее интересных и противоречивых процессов в средневековой Европе.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024