Довольно часто в отношении истории
употребляют следующее выражение: сколько людей – столько и мнений. Речь идёт о
том, что по различным проблемам прошлого существуют разные точки зрения.
Исследователи дают оценку событиям, исходя из собственных политических,
религиозных, идеологических взглядов. Наиболее заметно это проявляется в
учебной литературе – существуют десятки, а порою и сотни вариантов школьных и
вузовских учебников, освещающих один и тот же период истории.
Любая
наука требует непредвзятости и объективности. Такие же требования выдвигает
история. Исследование должно строиться на фактах, серьёзных доказательствах, но
не на эмоциях.
Безусловно,
плюрализм мнений необходим. Различные подходы позволяют по-новому взглянуть на
известные проблемы, облегчают поиск научной истины. Но, несмотря на это, необходим
государственный контроль, в первую очередь, в отношении учебников. Специалисты
своего дела могут самостоятельно «отделять зёрна от плевел» на основе своего
научного и жизненного опыта. Другое дело – учащиеся. В их умы закладывается
определённая информация, часть их общего культурного «фундамента».
Хочется выразить надежду, что полемика,
касающаяся учебной литературы, будет иметь корректную форму. Данное замечание
относится к событиям, связанным с учебным пособием «История России. 1917-2009» профессоров
МГУ, докторов наук Барсенкова А.С. и Вдовина А.И. Член Комиссии по противодействию попыткам
фальсификации истории Сванидзе назвал упомянутое пособие «экстремистской
литературой». Кроме того, был инициировано судебное разбирательство, вызвавшее
общественный резонанс.
Подобные явления демонстрируют, что ситуация с
исторической наукой обстоит не просто. Спорные вопросы прошлого решаются не только
в ходе дискуссий, но и судебным путём. Также важно отметить: общество не
довольно фактом вмешательства «сверху», что может свидетельствовать о неприятии
элементов государственной цензуры в отношении истории. |