В психологии, а если говорить конкретнее, то в психоанализе¹ детство пастулируется как некий базис нашей жизни, неотъемлемый необходимый её аспект. С детством связаны все лучшие, яркие моменты жизни, и наиболее запоминающиеся переживания у человека происходят именно в эту пору. К тому же не секрет, что детство это ещё и неиссякаемый источник ностальгии для человека, детские воспоминания составляют духовный кладезь, богатство, если хотите наследие почти каждой индивидуальности. Но не всё так наивно и безоблачно. Детство - фундамент неосознанных душевных психических травм и неврозов, которые приходят к нам отчасти позабытыми, разрастаясь в голове с уже новой силой. Тему детства, истоков детства, значимости детства в своих трудах рассматривало огромное количество этнографов, психологов, педагогов, писателей и др. Приведём некоторые имена (кроме указанных ниже): гениальный русский писатель, не требующий комментариев - Достоевский Ф. М. («Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и т. д.), знаменитый отечественный психолог - Рубенштейн С. Л. («Основы общей психологии», «Психологическая наука и дело воспитания» и т. д.), величайшие педагоги России - Сухомлинский В. А. («О воспитании», «Рождение гражданина», «Сердце отдаю детям» и т. д.), Ушинский К. Д. («Сборник педагогических статей», «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» и т. д.) и др. Для научной психологии указанное понятие (Детство) звучит довольно абстрактно, то есть границы детства психологами определяются дифференциально к определённым периодам его, это, конечно же, связано с разрабатываемыми характеристиками конкретных индивидуальных подходов к термину². В отмеченном исследовании нашей целью не является решение подобной задачи, нам важно показать те масштабы, на которые способно Детство, показать его потенциальные возможности в глазах человека уже взрослого, пожившего. Нам стоит вспомнить английского философа Д. Локка (1632-1704), который исходя из формулы: нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах, считает душу человека похожей на tabula rasa (чистая доска), на которую только опыт наносит свои письмена³. Человек проходя этим опытным путём познаёт внешний мир через ощущения, внутренний мир через рефлексию, познаёт свой разум, сознание, в том числе методами интроспекции (самонаблюдения) и ассоциирования⁴. Но что делать с этим опытом в дальнейшем, когда этот "опыт" проявляет негативные факторы психической жизни, которые при том упираются в сферу бессознательного⁵? Психоанализ (глубинная психология) учит нас осознавать свои детские впечатления, вытесненные эмоции для борьбы против душевных травм и неврозов уже в зрелом возрасте. Швейцарский психиатр А. Миллер уверяет, что вытеснение (в бессознательное) своих воспоминаний о детстве накладывает немалый (негативный) отпечаток на весь жизненный уклад человека, также и на систему отношений к различным запретам (табу)⁶. Но порой люди пренебрегают периодом детства, часто не отдавая себе в этом хоть какого-то малейшего отчёта, при том все психоаналитики заявляют⁷ , что детство таки определяет последующий витальный ход человека, его судьбу. Незнание собственной жизненной истории вместе с отсутствием каких-либо эмоций и беспорядка, хаоса в душе стоят массивной преградой к познанию самих себя и не позволяют проанализировать истоки собственного детства, мешая на пути к подступам своего подлинного внутреннего Я⁸. В итоге цивилизация и её, так называемые, "издержки" уводят нас в определённый вакуум для решения насущных проблем; но последние же, в свою очередь, сталкиваясь с реалиями собственной повседневной жизни могут избавить нас от иллюзий, искажающих наше прошлое, тем самым мы получаем более чёткое и ясное представление о нём⁹. Подобно ницшеановским героям («Так говорил Заратустра»)¹⁰ и самоактуализирующимся людям А.Маслоу¹¹, которые пренебрегают всем надуманным, неестественным и иллюзорным, совершенствуя себя в простоте. И чем более свободно мы выражаем свои чувства, тем сильнее и целостнее наша личность. Человек, вызывая в памяти чувства ранних лет и переживая тогдашнее ощущение беспомощности, в итоге чувствует себя гораздо более увереннее¹². Подводя некое резюме под вышесказанным, мы можем придать большое внимание именно детским проблемам и переживаниям. В необходимости этого не приходится сомневаться, ведь функции детства максимально значимы для психической жизни каждой личности, её развития и даже развития всего человечества в целом. Также важно для нас, помимо стадиальных характеристик, учитывать все периодические нюансы, связанные с детством, организовывать свою заинтересованность в этом, фиксировать происходящее как со стороны детской, так и взрослой, находить и синтезировать наши общие ценностные и возрастные возможности. Детство выступает как незыблемая человеческая ценность, которая может глубоко простимулировать нас взрослых к совершению благих поступков. Поступки эти будут нацелены с позитивной стороны на понимание и сохранение детской целостности, понимания её генезиса и дальнейшего развития. Литература 1. Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1985-1988. 2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. Спб.: Питер., 2006. 3. Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я., 2006. 4. Ницше Ф. Сочинения. Калининград: Янтар. сказ, 2002. Примечания ¹Основатель классического психоанализа венский врач Зигмунд Якоб Фрейд (1856-1939). Разработал собственную теорию инстинктивности, посредством неосознанных человеческих мотивов. ²См. работы: Ананьев Б. Г., Божович Л. И., Давыдов В. В., Выготский Л. С., Запорожец А. В., Леоньтев А. Н., Лисина М. И., Пиаже Ж., Эльконин Д. Б. и т. д. ³Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1985-1988. ⁴Там же. ⁵Бессознательное (его содержание) - основное понятие в психоанализе. ⁶Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я. М.: Академический Проект, 2006., с. 15. ⁷Основные представители психоаналитической школы (фрейдизм и нео-фрейдизм): Адлер А., Берн Э., Фрейд А., Фрейд З., Фромм Э., Хорни К., Эриксон Э., Юнг К. и т. д. ⁸Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я., 2006., с. 29. ⁹Там же. с. 29-30. ¹⁰Ницше Ф. Сочинения. Калининград: Янтар. сказ, 2002. ¹¹Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. Спб.: Питер., 2006. ¹²Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я., 2006., с. 30. |