VIVA LA VIDA! Улучшение инвестиционного климата как фактор повышения конкурентоспособности страны - Мои статьи - Научные статьи - Молодёжное научное общество
Молодёжное научное общество Воскресенье, 28.04.2024, 03:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Друзья сайта
  • Государственная Дума РФ
  • Российская академия наук
  • Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральное агентство по науке и инновациям
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Федеральное агентство по образованию
  • Профсоюз работников народного образования и науки РФ
  • Московский государственный областной университет
  • Департамент образования города Москвы
  • Департамент семейной и молодёжной политики города Москвы
  • Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования
  • МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Совет общественных уполномоченных МГО Профсоюза
  • Молодёжный инновационный конвент
  • Росмолодёжь
  • Элементы:популярный сайт о фундаментальной науке
  • Журнал "Полис"(Политические исследования)
  • Российская ассоциация политической науки
  • Ассоциация военных политологов
  • Российское общество социологов
  • Политическая Информационно-Образовательная Социальная Сеть
  • Политклуб "Вектор"
  • Логопсихолог

  • Форма входа

    Категории раздела
    Мои статьи [33]

    Рейтинг сайта

    Поиск

    Статистика сайта

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Улучшение инвестиционного климата как фактор повышения конкурентоспособности страны

    Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)[1] одной из важнейших стратегических целей поставила повышение конкурентоспособности страны. Для достижения данной цели среди прочно предполагалось создания благоприятного инвестиционного климата.

    Впервые задача повышения конкурентоспособности была сформулирована в 1999 году в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, в котором особо подчёркивалось, что особо значимой идеей вхождения страны в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности России. Проблема конкурентоспособности, наряду с формированием благоприятного инвестиционного климата до сих пор является актуальной и часто обсуждаемой множеством общественных, государственных и научных деятелей.

    Так, в начале 2006 года министр экономического развития и торговли РФ пригласил руководителя Института стратегии и конкурентоспособности Гарвадской бизнес-школы Майкла Портера к участию в крупнейшем проекте «Повышение конкурентоспособности России: приоритеты исследований и стратегии». Сам проект является частью стратегического аудита РФ, проводимого Центром стратегических разработок (ЦСР) с целью создания аналитической базы для содействия планированию долгосрочной политики России.

    Его первые результаты были представлены в среду, 4 октября 2007 года, в деловом центре "Александр Хаус" в рамках круглого стола "Стратегический аудит России".

    Как отметил выступивший на заседании Г. Греф, представленные результаты - это итог года интенсивной работы мировых экономических экспертов в сотрудничестве с российским правительством. "Сам процесс сотрудничества был полезен для наших специалистов, а результаты нашего совместного труда, надеюсь, будут полезны для всех, включая российское правительство, представителей экспертного экономического сообщества и регионов", - отметил министр.

    По его словам, основная цель реализации данного проекта - это выявление стратегических приоритетов развития российской экономики для повышения их конкурентоспособности, а также определение тех инструментов, которые российское правительство могло бы использовать для стимулирования создания кластеров и для развития конкуренции в стране.

    Г. Греф отметил, что на сегодняшнем этапе экономического развития Россия обладает значительными финансовыми ресурсами, в связи, с чем в обществе идут многочисленные дискуссии по вопросам их использования: должно ли правительство проводить некую промышленную политику, следует ли государству участвовать в развитии традиционных отраслей экономики. "Есть сторонники чисто макроэкономического подхода, считающие, что нам нужно создать только макроэкономические предпосылки для экономического роста, сохранять стабильной экономическую ситуацию и одновременно максимально сократить государственные инвестиции, в том числе и в инфраструктурные проекты и институциональные реформы, - сообщил министр. - Это крайняя точка зрения, но она тоже сегодня присутствует".

    Говоря о том, чего ждет российское правительство от данного исследования, он сообщил, что, прежде всего, РФ нужен анализ потенциальной конкурентоспособности различных отраслей экономики: "Хотелось бы выяснить, где в существующей структуре российской экономики специалисты видят хороший потенциал". Кроме того, задачей является также и определение набора инструментов государственной политики в сфере развития конкурентоспособности экономики.

    По итогам встречи в беседе с журналистами Г. Греф объяснил, что "команда Портера была выбрана потому, что профессор на сегодняшний день является самым крупным специалистом в области развития конкурентоспособности. Его команда - номер один в мире. Мы взяли лучшее, чтобы самим стать лучшими".

    Министр признал, что некоторые выводы, сделанные в докладе, могут не совпадать с политикой российского правительства, однако, подчеркнул он, "это не означает, что мы не должны выслушать независимую точку зрения и скорректировать собственные действия".

    Он отметил, что на сегодняшний день в России действуют масштабные предприятия, которые создавались "в условиях другой экономики и для других целей". Сегодня, когда в мировой экономической практике делается ставка на производство товаров и услуг с минимальными издержками и за минимальный срок, такие российские предприятия действуют неэффективно и, как следствие, являются неконкурентоспособными. Проведенное исследование, считает Г. Греф, поможет выяснить, как наиболее оптимально трансформировать этот сектор экономики, в чем должна состоять роль государства в этом процессе.

    Кроме того, подчеркнул министр, необходимому сокращению издержек и повышению эффективности производства способствует и специализация предприятий, сокращение числа вертикально интегрированных структур, стремление крупных компаний передавать некоторые свои функции на аутсорсинг малому и среднему бизнесу. Целый ряд российских компаний развиваются в этом направлении, отметил Г. Греф. Он привел в пример работу КамАЗа, на базе одного из цехов которого создан промышленный технопарк, куда привлекаются малые и средние предприятия, получающие гарантированные заказы на производство комплектующих.

    Относительно создания кластеров в стране министр отметил, что "важно все формировать естественным путем", ориентируясь на интересы и потребности бизнеса. При этом, подчеркнул он, государственная поддержка должна быть адресной: "Где-то эти кластеры уже сложились, а где-то нужна серьезная помощь и поддержка правительства".

    В целом "все процессы в мире держатся на конкуренции, без конкуренции не бывает прогресса", резюмировал министр.

    Проблема повышения конкурентоспособности экономики России тесно связана с улучшением инвестиционного климата РФ. Так можно отметить, что, основные институциональные преобразования, проводимые в последние годы, внесли значимый вклад в улучшение инвестиционного климата. Среди них можно выделить либерализацию валютного регулирования, реформирование законодательной базы землепользования, совершенствование градостроительного законодательства, создание новых институтов банковской системы (системы страхования вкладов физических лиц, бюро кредитных историй), совершенствование корпоративного управления, реформирование технического регулирования, а также ряд инвестиционно-ориентирванных налоговых новаций

    Значимым шагом на пути улучшения инвестиционного климата стала либерализация механизмов валютного контроля. С принятием поправок в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 131-ФЗ от 26 июля 2006 г.) было отменено требование о резервировании средств при осуществлении валютных операций. Средства, которые ранее замораживались на специальных счетах, теперь полностью поступают в распоряжение субъектов валютных операций. Кроме того, с 1 января 2007 г. отменяется  обязательная продажа валютной выручки экспортерами.

    Для повышения прозрачности российской экономики разработаны новые редакции Водного (принят 3 июня 2006 г.) и Лесного кодексов (принят Государственной Думой в третьем чтении 8 ноября 2006 г.), федерального закона «О недрах». Часть этих изменений вступила в силу с 1 января 2006 г., часть - с начала 2007 года. Данные законодательные новации направлены на повышение эффективности использования природных ресурсов и создание четких, прозрачных условий доступа к ним природопользователей.

    В целях гармонизации законодательного регулирования в области интеллектуальной деятельности внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (принят Государственной Думой во втором чтении 8 ноября 2006 г.). Принятие закона позволит значительно повысить эффективность защиты прав на интеллектуальную собственность.

    В 2006 г. был принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который вводит институт коллективного доминирования, а также закрепляет процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

    Таким образом, на лицо признаки улучшения инвестиционного климата России, но необходима масштабная работа по формированию значительно более благоприятного инвестиционного климата. Необходимо продолжение общих институциональных реформ и формирования современных институтов развития, но одновременно необходимо принять  специальные меры по повышению конкурентоспособности. Улучшение инвестиционного климата поможет повысить конкурентоспособность страны. Но для этого необходимо стимулировать повышение конкурентоспособности инвестиционной привлекательности регионов. Особо важно проводить интеграцию промышленной и региональной политики, осуществлять мероприятия по повышению инвестиционных рейтингов регионов.



    [1] Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Politolog (19.11.2009)
    Просмотров: 1571
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024