Политический лоббизм означает давление на парламентария путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта. Если проще - это целенаправленная деятельность групп давления на государственные органы. Как явление лоббизм возник в США. Здесь в 1946 г. был принят специальный закон о лоббизме. Он существует в большинстве современных стран. Причём лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах. В современной политологии выделяют две модели лоббизма: англосаксонскую, которая предполагает обязательность государственной регистрации лоббистских организаций и определение допустимых рамок деятельности групп давления (в США издаются специальные бюллетени по лоббистским организациям - «Вашингтонские представители» и «О’Двайерс Вашингтон рипорт»; В Соединённом Королевстве созданы мощные профессиональные организации: The Association of Professional Political Consultants (APCC), The Public Relations Consultants Association (PRCA), The Institute of Public Relations (IPR); континентальную (Франция, ФРГ, к примеру), при которой официально лоббизм как бы не существует, но заинтересованные организации могут воздействовать на законодательный орган, официально участвуя в работе специально созданных совещательных структур.
Россия пока тяготеет к "континентальной" модели лоббистской деятельности. История русского лоббизма ведёт своё начало, как ни удивительно, чуть ли не с эпохи феодальной Руси, когда формировалась система "кормлений" чиновников. В Советской России официально лоббистской деятельности не было, однако были довольно мощные группы давления в ЦК, аппарате Совмина, где лоббировались интересы министерств и ведомств, региональных элит, было директорское и отраслевое лоббирование.
По мнению большинства политологов, в современной России субъектами лоббистской деятельности в законодательных органах являются: Администрация президента, Правительство, Прокуратура, суды, Центробанк, регионы России, отраслевые объединения (ВПК, АПК и т.п.), партии, иностранные государства и частные фирмы. Сейчас к этому списку прибавилась Русская Православная Церковь и другие конфессии. Тем не менее, остаётся вопрос - нужно ли России развивать "континентальную" модель лоббизма или стоит создать лоббистское законодательство и переориентироваться на сторону "англосаксонской"?