VIVA LA VIDA! Религиозные организации России и государственное образование - Форум
                                               
Молодёжное научное общество Суббота, 20.04.2024, 13:16
Приветствую Вас Гость | RSS
 
  [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]  

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Humblebee  
Форум » Политологическая научная секция » Актуальные вопросы политической науки » Религиозные организации России и государственное образование (Проблемы реформы образования в светском государстве)
Религиозные организации России и государственное образование
HumblebeeДата: Вторник, 12.01.2010, 18:00 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Так как на нашем форуме существует тема, посвящённая религиозным нововведениям в армии, мне показалось странным, что до сих пор не было темы "Религия и школа". Я приглашаю всех студентов, аспирантов, преподавателей МГОУ - лучшего педвуза страны biggrin - обсудить данную тему.

Добавлено (10.01.2010, 19:02)
---------------------------------------------
Усиление влияния религиозных организаций на систему государственного образования в России представляется мне негативным симптомом по нескольким причинам.
1. Ни для кого не секрет, что РПЦ и другие крупные организации довольно влиятельны в России при попустительстве индифферентного населения. Подача религиозных концепций в общеобразовательных школах ещё более укрепит их позиции. Преподавание религиозных дисциплин в школе планировалось уже давно, и никакие акции протеста тут не помогут.
2. Сейчас наблюдается катастрофическое падение уровня образования по сравнению с СССР и даже с "лихими девяностыми". Введение ЕГЭ стало первым серьёзным ударом по российской школе, и преподаватели вузов сейчас отмечают, что средний уровень абитуриента очень низок. "Религия в школе" будет вторым ударом. Под эти предметы сокращается и без того небольшое количество часов по более важным предметам - в частности, русскому языку. Складывается ощущение, что сейчас все выпускники школ владеют русским языком идеально! cry
3. Несмотря на заявления представителей РПЦ, нововведения в школе напрямую угрожают принципу светскости государства, а также могут привести к нарушению равенства религий перед законом, разделяя вероучения на "привилегированные" и "остальные".
4. В настоящий момент в стране существует не такое уж большое количество хороших преподавателей по какому бы то ни было школьному предмету, и в основном это - педагоги "старой закалки". В то же время с введением новых дисциплин необходимо существенно пополнить штат преподавателей в каждой школе. Иначе - ущемление прав детей.

Добавлено (10.01.2010, 19:18)
---------------------------------------------
В общем, по моему мнению, данный шаг - политический. С его помощью РПЦ и компания надеются решить две задачи:
1) увеличить количество паствы и, соответственно, доходов, что перед лицом экономического кризиса немаловажно;
2) если не очень получится с первым, то хотя бы получить бОльшую поддержку религиозно нейтрального населения (и, соответственно, проредить и без того неплотные ряды своих противников).

Добавлено (12.01.2010, 18:00)
---------------------------------------------
Монархия в России может возродиться при прямом участии Церкви, считает священник Иоанн Охлобыстин.
"Должен возникнуть принципиально новый метод избрания помазанника Божия, при непосредственном участии Русской православной церкви и в соответствующие этому процессу времена", - пишет отец Иоанн в статье, опубликованной в понедельник в журнале "Сноб".
По мнению священника, сегодня государству следует предложить всестороннюю помощь Церкви в области религиозного просвещения, "чтобы однажды сама мысль о возможности избрания помазанника Божия опять показалась русскому человеку естественной".
"Иначе никак. Иначе только война. А не хотелось бы", - резюмирует отец Иоанн.
Источник - Интерфакс-Религия.

Вот такое кино...

 
ЛубнинДата: Вторник, 12.01.2010, 18:24 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Религия и школа - это, безусловно, актуальная тема.
С одной стороны, здесь можно увидеть стремление государства хоть как-то удержать нашу молодежь от деградации, от духовного упадка, от влияния других агрессивных религий. С другой - и это записано в Конституции: религия и государство отделены друг от друга. Никакая религия не может быть установлена в качестве обязательной.
Думаю, что для общего кругозора детей это было бы неплохо, но аккуратно, без навязывания. Но государство может просто утонуть в тех проблемах, которые могут возникнуть после этого.
 
HumblebeeДата: Вторник, 12.01.2010, 18:55 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Quote (Лубнин)
С одной стороны, здесь можно увидеть стремление государства хоть как-то удержать нашу молодежь от деградации, от духовного упадка, от влияния других агрессивных религий.

Спасибо за мнение. Если власти и ставят перед собой такую цель (в чём я сильно сомневаюсь), начинать нужно всё-таки с семейного воспитания и с продуманной социальной политики. Напишите, пожалуйста, какие религии Вы лично считаете "другими агрессивными".
Quote (Лубнин)
Думаю, что для общего кругозора детей это было бы неплохо, но аккуратно, без навязывания.

Для общего кругозора детей в 4-5 классах? sad В 10-11 классах факультативный курс сравнительного религиоведения (истории религий, если угодно) действительно не помешал бы. В этом возрасте школьники уже имеют своё мнение по многим вопросам, а не просто внимают старшим. Они могли бы изучать основы всех мировых религий (а не только "исконно российских"). А то, к сожалению, население России по большей части безграмотно в вопросах религии и суеверно. Чего не скажешь о Западе: при (в среднем) более высокой религиозности процент суеверных людей куда ниже, чем в России.
Но даже такой эксперимент был бы удачен лишь в том случае, если государство хотело бы и могло бы подготовить беспристрастных преподавателей.
Судя по интервью покойного Патриарха и его сменщика, РПЦ при государственной поддержке/попустительстве (нужное подчеркнуть) хочет выстроить систему государственно-церковного образования с детского сада (sic!), которая сопровождала бы человека до пенсии (sic!). Так что у идеи по поводу 10-11 классов изначально шансов нет sad
 
PolitologДата: Вторник, 12.01.2010, 21:44 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





В современной России зарождается настоящая перезагрузка отношений государства, общества и церкви. Значимо, что этот процесс происходит в условиях персоналистского режима тандемократии.
I. Сначала о том, что планируется нашей политической элитой.
Д. Медведев предложил провести в нескольких российских регионах эксперимент по введению преподавания в государственных светских школах сразу трёх новых дисциплин: «Основ религиозной культуры», «Истории религии» и «Основ светской этики». По итогам эксперимента властью планируется распространить преподавание дисциплин на всю страну в обязательном порядке примерно с 2012 года. Президент озвучил три варианта выбора для учащихся школ. Во-первых, можно будет записаться на основы православной, мусульманской, иудейской или буддистской культуры. Во-вторых, для тех, кто захочет изучить всё многообразие религиозной культуры, будет разработан специальный курс по истории крупнейших традиционных конфессий страны.
Наконец, возможен и третий вариант, для тех, кто не имеет определённых религиозных убеждений. Для этих учеников будет предоставлено право изучать основы светской этики. По словам президента, любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным. А преподавать все эти предметы будут только светские педагоги.

II. Теперь о том, что может быть.
Эксперимент начался в 18 регионах России. По сведениям издания «Свободная Пресса», в нынешнем эксперименте уже участвуют около 20% российских школ. Русская православная церковь считает в России более 100 млн человек своими прихожанами. Но, как показывают социологические опросы, только 5% россиян соблюдают религиозные обряды. Таким образом, от конкретной ситуации, исторических условий и политической воли власти зависит, будут ли активно поддерживать инициативу усиления позиций церкви в обществе оставшиеся 95% инертных прихожан. Тем более, никто не проводил никаких социологических опросов, хотят ли родители подопытных учеников этих 20% российских школ, чтобы их дети изучали подобные предметы с религиозным уклоном.

Правда, власть оговаривает, что у учащихся будет выбор. Но, к примеру, секретарь Союза православных граждан К. Фролов заявляет: «… мы с вами понимаем, что Россия – страна с православным большинством, и большинство родителей детей изберут основы православной культуры». Но напрашивается вопрос, а не возникнет ли «перегибов на местах»?
Не станет ли местная региональная и муниципальная элита, полагаясь принципами патрон-клиентской этики, из кожи вон лезть, чтобы «понравиться» федеральной элите и, так сказать, «ускорить процесс», за определённые бюджетные преимущества, конечно. И не преобразятся ли «перегибы на местах» в системный процесс, когда появится настоящая политическая идеология, представляющая из себя синтез элементов религии и непреложной значимости пантеона новых политических лидеров. Вспоминается опыт из политической истории всё того же императорского Рима, когда в государстве не только существовала монархия, завуалированная республиканской наклейкой, но и при религиозной многоконфессиональности практиковался культ императора.

Замечу, что подобное введение прорелигиозных предметов при сохраняющейся в современной России махровой системы патрон-клиентских отношений центра и регионов, власти и бизнеса, приведёт только к ещё большей автократизации исполнительной основы власти тандемократии и, возможно, к её сакрализации. Кстати, в императорском Риме существовал закон «Об оскорблении величества», хотя народное собрание продолжало существовать. Так что обозначенный третий вариант – предмет светской этики – вряд ли сможет стать полноценной отдушиной для «лиц, не имеющих определённых религиозных убеждений» и атеистов и не станет полноценно функционировать. Достаточно припомнить, что в среде самой большой патрон-клиентской организации в России – «Единой России» – атеизм совсем не пользуется популярностью. Не будут ли ученики, выбравшие сей предмет, «белыми воронами» в школе в отличие от их более «продвинутых» коллег. Не поспособствует ли это появлению и взращиванию приспособленцев или фанатиков?

Кто же будет решать за учеников – какую религию им изучать – учителя или родители, а, может сами ученики? Радиоведущий «Эхо Москвы» С. Пархоменко верно ставит вопрос – а если в классе будет только один желающий изучать, к примеру, буддизм или основы светской этики? Что сделает ученик – он пойдёт туда, куда запишется большинство, чтобы не быть «белой вороной». Да и учителя на одного никто не даст. В итоге – может быть травма на всю жизнь.

 
PolitologДата: Вторник, 12.01.2010, 21:45 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





И где взять столько специалистов? Какие факультеты и, какие специальности это будут обеспечивать?Сможет ли учитель, сам исповедующий, например, иудаизм, корректно преподавать другую религию? Я думаю, что учителю, придётся либо переступить через себя и перейти в психологический конфликт с самим собой, либо давать излишне субъективную оценку чужой ему религии. Не стоит забывать о том, что религия – не область научного знания – никакого нейтралитета в религиозных вопросах не может быть. Здесь не уместна научная полемика, а есть только религиозный догмат, остальное – ересь. Россия может скатиться в глубокую пропасть…

Возникает также проблема учебно-методических пособий.Непонятно, по каким принципам будут написаны учебники – как, интересно, будут разъясняться ученикам проблемы взаимоотношения в прошлом и настоящем христиан, мусульман, вопросы инквизиции, религиозных расколов, погромов и войн, крестовых походов, эволюции Земли и появления человека, религиозного фанатизма, завязанного с политическим сепаратизмом и терроризмом, непростые нюансы равенства людей, полов. Или там просто будут трактовки социально-бытовых сфер жизни из Библии и Корана? Опять же не ясно, кто имеет право давать эти трактовки, кто самый объективный толкователь христианства, мусульманства и других религий? Какая у него учёная степень, и по какой науке? Или мы его пока не знаем? В самом деле, учебник, который пишется под руководством известного миссионера, протодиакона А. Кураева, определенно будет очень интересным.

Страшно подумать, не превратят ли со временем подобные нововведения обычную светскую государственную школу в полигон межконфессиональной и межэтнической вражды?

По моему мнению, нравственно-патриотическое воспитание молодёжи - это необходимое условие для сохранение России как страны. Между тем, с духовной сферой народа нужно обращаться очень бережно. С религией же вообще шутки плохи. Особенно при неосторожных экспериментах.

 
HumblebeeДата: Среда, 13.01.2010, 00:46 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





Politolog
Спасибо за исчерпывающий ответ. В общем-то, я с Вами согласен, и так получилось, что Вы развёрнуто изложили мои тезисы smile
Quote (Politolog)
Русская православная церковь считает в России более 100 млн человек своими прихожанами. Но, как показывают социологические опросы, только 5% россиян соблюдают религиозные обряды. Таким образом, от конкретной ситуации, исторических условий и политической воли власти зависит, будут ли активно поддерживать инициативу усиления позиций церкви в обществе оставшиеся 95% инертных прихожан.

В общем-то, политологи и религиоведы отмечают пассивность российского общества в вопросах веры и религии. Примерно по 10% населения или сознательно верующие (религиозные), или сознательно неверующие. Склонить оставшиеся 80% на свою сторону - одна из целей крупных религиозных организаций. Тогда для них не будет ничего невозможного!
Quote (Politolog)
Достаточно припомнить, что в среде самой большой патрон-клиентской организации в России – «Единой России» – атеизм совсем не пользуется популярностью. Не будут ли ученики, выбравшие сей предмет, «белыми воронами» в школе в отличие от их более «продвинутых» коллег.

А где атеизм пользуется популярностью? Даже РАЕН уже в начале 90-х "пала". РАН пока держится, но новых гинзбургов не видно.
Россия, очевидно, выбирает не европейскую, а американскую модель: в США достичь чего-либо одноногой негритянке-лесбиянке, исповедующей иудаизм, проще, чем неверующему.
Quote (Politolog)
Не стоит забывать о том, что религия – не область научного знания – никакого нейтралитета в религиозных вопросах не может быть. Здесь не уместна научная полемика, а есть только религиозный догмат, остальное – ересь. Россия может скатиться в глубокую пропасть…

Считается (среди самих религиоведов), что тру религиовед должен быть агностиком. Но агностик - это, в общем-то, редкий вид, и даже не каждый атеист знает, что сие слово означает.
Quote (Politolog)
Какая у него учёная степень, и по какой науке?

Теология. Почти наука уже cry
 
PolitologДата: Среда, 13.01.2010, 22:39 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Quote (Humblebee)
Теология. Почти наука уже

Кстати, любая наука имеет свои рамки. Угадайте, какие будут у этой теологии предмет и объект познания? Легко определить, не так ли?
 
HumblebeeДата: Четверг, 14.01.2010, 02:02 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Quote (Politolog)
Угадайте, какие будут у этой теологии предмет и объект познания? Легко определить, не так ли?

Естественно! Собственно научности в теологии чуть меньше, чем ноль. Та же философия, как бы к ней ни относились массы, является наукой, имеет свой объект, предмет, методы, законы... А теология - это весьма загадочная вещь!
 
ЛубнинДата: Пятница, 15.01.2010, 18:26 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные





Думается, для 5-6 классов - это еще слишком рано. В этом возрасте у детей и так перегруз. 11 класс - еще можно было бы попробовать, но ведь тоже - ЕГЭ, экзамены.
У меня в руках учебное пособие для ВУЗов: Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. - М., Владос, 2001. Интесное издание, много сносок, истории, словарь терминов.
Согласен, что с религией и шутки, и эксперименты плохи. Россия - многонациональная страна, не стоит забывать об этом.
Страшно будет, если этот предмет "упадет" на историков, да еще в обязательном порядке.
 
HumblebeeДата: Пятница, 15.01.2010, 21:50 | Сообщение # 10
Группа: Удаленные





Quote (Лубнин)
Думается, для 5-6 классов - это еще слишком рано. В этом возрасте у детей и так перегруз.

Перегруз - это только во-вторых. А во-первых - личность ещё только складывается. Лепи из неё что хочешь!
Quote (Лубнин)
Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. - М., Владос, 2001.

Именно это пособие не видел, но был у нас в школе в 7-11 классах замечательный предмет - МХК. Мировая художественная культура. Мы занимались по книгам этого издательства, было очень интересно. Основную информацию о православной культуре получили. Правда, класс был с гуманитарным уклоном, а в общеобразовательных такого не было.
Предмет "упадёт" не только на историков. Я пообщался со своими учителями. К настоящему моменту есть факультатив вроде "Родной край и православие". Кто его только не ведёт! Да и Кирилл утверждает, что вести предмет ОПК может любой учитель-предметник. Одно условие - должен быть православным. Патриарху не нужна объективность. Ему нужна чёткость выполнения приказа!
 
PolitologДата: Среда, 20.01.2010, 21:15 | Сообщение # 11
Группа: Удаленные





Кстати, никто не слышал о проекте А. Кураева по поводу пособий для преподавания основ религии в школе?
 
HumblebeeДата: Среда, 20.01.2010, 22:39 | Сообщение # 12
Группа: Удаленные





Quote (Politolog)
Кстати, никто не слышал о проекте А. Кураева по поводу пособий для преподавания основ религии в школе?

Я слышал. Сейчас Кураев сотоварищи заканчивает подготовку учебника по ОПК. Кириллу нравится biggrin Это естественно, поскольку Кураев при Советах был комсомольцем и даже выпускал атеистическую продукцию, то есть о государственной пропаганде знает не понаслышке. Кроме того, Кураев заявил, что готов лично написать учебник курса "Светская этика", поскольку его ещё даже не начали писать в отличие от учебников по другим предметам (кто бы сомневался!). Хотелось бы посмотреть, как он это сделает. Думаю, учебник появится в последний момент и будет сделан тяп-ляп, но Минобр охотно завизирует любой продукт, одобренный Кириллом. Современные российские реалии! sad
 
PolitologДата: Четверг, 21.01.2010, 09:26 | Сообщение # 13
Группа: Удаленные





Дааааа... Учебник по "Светской этике", созданный священником - это особый продукт...
 
HumblebeeДата: Четверг, 21.01.2010, 23:00 | Сообщение # 14
Группа: Удаленные





Quote (Politolog)
Дааааа... Учебник по "Светской этике", созданный священником - это особый продукт...

Осталось украинцам попросить Е. Дулумана написать учебник православной культуры! lol
Но учебник от Кураева - это ещё цветочки. Ягодки - вот:

Издан учебник "Основ православной культуры" для 10-11 классов, автором которого является руководитель православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко.
"Наша задача – показать трагический путь, который прошла Русская церковь", - заявил в среду на пресс-конференции в Москве Б.Якеменко, член Общественной палаты, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов.
По его словам, "православная культура – для всех". В том числе и для тех молодых людей, которые показаны в негативном свете в телесериале "Школа". "Какими бы ни были эти люди, они наше будущее", - отметил он.
В свою очередь игумен Сергий (Рыбко), духовник сестричества "Во имя святителя Игнатия Ставропольского", которое приняло активное участие в работе над учебником, подчеркнул, что в сериале "Школа" "показана молодежь, которой не преподают "Основы православной культуры".
"Необходимость такого учебника назрела очень давно", - продолжил он.
Учебник отпечатан тиражом 1000 экземпляров на мелованной бумаге с большим количеством иллюстраций и поступит в продажу в конце января - начале февраля.
"Мы не ждем от этого учебника никакой коммерческой выгоды. Мое настоятельное требование - чтобы он не стоил дороже 300 рублей", - подчеркнул автор.
"Первая часть учебника была апробирована уже в большом количестве школ в ряде регионов", - рассказал Б.Якеменко.
В новой части учебника заметное место отводится истории Русской церкви начала ХХ века. Отдельные главы посвящены большевистским гонениям на веру, жизни Церкви в советское время.
Также в учебнике имеется глава о русском роке и православии в Интернете. В учебник включены фрагменты из выступлений ряда известных современных проповедников, таких как протодиакон Андрей Кураев, игумен Сергий (Рыбко) и других.
Источник: Интерфакс-Религия.

Особенно вот это доставляет: Также в учебнике имеется глава о русском роке

 
PolitologДата: Четверг, 21.01.2010, 23:14 | Сообщение # 15
Группа: Удаленные





Quote (Humblebee)
Особенно вот это доставляет: Также в учебнике имеется глава о русском роке

Это напоминает "развлекаловку" в церквях США, где проповедуют с песнями. Священники там по сути - настоящие аниматоры - по принципу "религия - это весело и интересно". Хотя весёлого тут мало.
 
Форум » Политологическая научная секция » Актуальные вопросы политической науки » Религиозные организации России и государственное образование (Проблемы реформы образования в светском государстве)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
  
Copyright MyCorp © 2024